По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

2 ноября 2016

Приветственное слово митрополита Кирилла на открытии XXV Рождественских чтений в Екатеринбурге

2 ноября 2016 года во Дворце молодежи города Екатеринбурга состоялось торжественное открытие регионального этапа ХХV Международных Рождественских образовательных чтений. Тема проводимого в текущем году национального церковно-государственного форума – «1917-2017 гг: Уроки столетия».

Открывая пленарное заседание, владыка Кирилл выступил перед собравшимися с приветственным словом.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

– Уважаемые друзья и коллеги!

Приветствую Вас, собравшихся в этом зале, и благодарю вновь за участие в этом образовательном форуме, а также сердечно приветствую сегодня и тех, кто участвует в работе региональных Рождественских образовательных чтений впервые. Этот образовательный форум в России собирается уже четверть века, а в Екатеринбурге столь масштабно – второй раз.

Отличительной особенностью этих встреч является их церковно-государственный формат. Среди региональных и муниципальных руководителей, рядом с ученым сообществом, с учителями и родительской общественностью здесь мы видим людей, облеченных священным саном. Что это? Дань моде? Формальная попытка расставить галочки в годовых отчетах о некоем «духовно-нравственном воспитании»? Желание Церкви занять значимую нишу в общественных институтах? Или может ностальгия по тем далеким временам, когда в России было много храмов и без священника в обществе не решались никакие серьезные вопросы?

Вне зависимости от профессии, национальности или религиозной идентичности мы живем в одном регионе, в одной стране, и каждый по-своему желает, чтобы эта жизнь была лучше. Жизнь семьи, коллектива, района, предприятия, и, конечно же, личная жизнь. Но мы при этом связаны друг с другом общими связями и качество нашей жизни не индивидуально. Например, нас связывают общие дороги. Если эти дороги разбиты, то все мы и прыгаем по ухабам вспоминая русские пословицы. Мы дышим одним воздухом и пьем одну воду – и все, конечно заинтересованы в том, чтобы воздух и вода были чистыми, это тоже качество нашей жизни. Над нами одно небо, и каждый желает, чтобы оно было мирным, чтобы не было войны. Это касается и верующих, и неверующих, и образованных, и простецов. Но наша с Вами общность определяется не только «горизонтальным измерением»: дороги, экология, политика, здравоохранение, образование. Есть и другие, не менее важные общие места. Например, общая наша история. Не учебники истории, а то прошлое, из которого мы все вышли. Где прошло наше детство, где жили наши родители, где были войны и потери, где ковались наши победы. Если к нему относиться бережно и с любовью, если его не искажать и не забывать, то можно научиться тому, как изменить к лучшему и настоящее, и будущее. Именно поэтому темой Рождественских чтений 2017 года выбрано столетие трагических революционных потрясений 1917 года. Этот горький юбилей, при правильном подходе, поможет нам усвоить уроки минувшего столетия, и избежать досадных и болезненных ошибок в будущем.

Для того, чтобы уроки этого столетия для нас стали доступными и наглядными, хочу обратить ваше внимание на время, которое предшествовало событиям 1917 года: время правления последнего русского императора Николая II. Мы выпустили к рождественским чтениям уникальное пособие. Оно издано в формате календаря, названного – «Российская империя в эпоху Императора Николая II». Каждая страница календаря посвящена тому, как и чем жила Россия и её граждане сто лет назад. Какими были здравоохранение, наука, транспорт, дороги, образование, финансы, законы — все то, что нас интересует в дне сегодняшнем. Каждая страница календаря несет в себе неожиданные открытия. Перелистывая страницы хочется воскликнуть: «неужели вправду так жили?», «а я то и не думал, что столько всего было…», «а зачем революцию то надо было делать»? В календаре представлены факты, ставшие доступными для исследования уже в XXI веке, собранные Иваном Денисовичем Вилкиным и   историком и журналистом Владиславом Майоровым. Думаю, что эти факты помогают о многом задуматься и многое переоценить и в прошлом, и в настоящем. Но самое главное, они позволяют объективно увидеть то основание, на которое опиралось в своем развитии советское государство и до сих пор опирается современная Россия.

Хочу познакомить Вас с одной страницей нашего календаря и нашей истории. Рождественские чтения являются образовательным форумом, поэтому мы сейчас приоткроем ту страницу, которая представит нам каким было образование в России в эпоху Николая II – сто лет назад.

Император Николай II осуществил самую масштабную и выдающуюся реформу народного образования в истории России. Именно в годы его правления была построена существующая до настоящего времени «школьная сеть» и созданы организационные и материальные условия для осуществления всеобщего образования. Государь так формулировал суть своих требований к правительству: «Чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также заботы о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша с одними лишь курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиною и уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубное для каждого дела своеволие и высокомерие».

Истоки такого беспрецедентного внимания главы государства к образовательным вопросам, вероятно, надо искать в воспитании и образовании цесаревича, когда формировались его мировоззрение и нравственный облик, как Наследника Российского престола.

Наряду с классическими дисциплинами гимназического курса цесаревич Николай изучал минералогию, ботанику, зоологию, анатомию и физиологию. С семнадцати лет он проходил обучение по специальной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений Санкт-Петербургского университета с курсом Академии Генерального штаба. Лекции для будущего Императора читались учёными с мировым именем.

Николай Александрович был тонким ценителем родного языка, не терпел в нем иностранных заимствований, считая, что каждому из них можно найти эквивалент. В то же время Наследник престола блестяще владел английским, французским, немецким языками. По свидетельству Великого князя Александра Михайловича, цесаревич Николай Александрович мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина.

Образование наследника приобрело серьезный академический характер, когда цесаревич Николай вместе с отцом, Императором Александром III, посещал заседания Русского исторического общества, став впоследствии его почетным председателем. Современниками Император Николай II был признан как блестящий знаток русской истории и искусства XIV-XVII веков.

Таким образом, к 23 годам своей жизни, ко времени завершения образования, наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знаний. Известный русский писатель и историк Иван Лукьянович Солоневич дал наиболее точное определение уровню и значению образования Императора Николая II: «Государю Императору преподавали лучшие русские научные силы – и историю, и право, и стратегию, и экономику. За ним стояла традиция веков и практика десятилетий. Государь Император стоял на самой верхушке уровня современности».

Реформы в сфере образования Императором Николаем II проводились на протяжении всего его царствования. Проводились настойчиво, последовательно и на серьезной концептуальной основе, заложенной в процессе широкого общественного обсуждения.

Государь изначально сформулировал основные принципы образовательной реформы, содержавшие принципы привлечения семьи к школьной жизни, необходимость нравственного воспитания, усиление физического воспитания, развитие системы профессионально-технического образования, национальный характер образования.

Одним из первых пунктов реформы было привлечение общества в целом, семьи и родителей к полноценному участию в образовании детей. Так, родители получили реальный механизм влияния на образование детей в школе через родительские комитеты (их деятельность и полномочия имеют мало общего с советскими и современными одноименными организациями). Участие родителей в школьной жизни, их личный контакт с учителем оживили школу, создали возможность для истинного образования, несовместимого с коррупцией и бюрократической косностью. Показательно, что именно тема участия родителей в образовании детей была закрыта уже Временным Правительством, последовательно и принципиально отвергнута в первые десятилетия в советской школе.

Как пишет современный ученый-исследователь Дмитрий Леонидович Сапрыкин: «Выпускник царской гимназии мог иметь уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов. Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в физико-математических спецшколах».

По указу Императора Николая II первоначальное обучение было бесплатным, а с 1908 года оно сделалось обязательным. С 1904 года ежегодно в России открывалось около 10 000 народных школ. За двадцать лет реформы, к 1917 году, процент российской молодежи, умевшей читать и писать вырос с 21 до 86.

В эпоху правления Императора Николая II расходы на народное образование выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза – в Англии.

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства сети школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей с радиусом 3 версты. По этой программе, всего за семь лет, было построено современных школьных зданий для 5 миллионов учеников. Таким образом, Государь активно, планомерно и постепенно вводил всеобщее образование в Империи, вместо того, чтобы однажды декретом всех согнать в неподготовленные помещения.

В целом в Российской империи к 1917 году было 140 тысяч школ, гимназий, профессионально-технических учебных заведений. Именно в них позже размещались советские средние школы, школы фабрично-заводского ученичества, ремесленные училища. Во многих красивых зданиях бывших императорских гимназий и церковно-приходских школ, ставших архитектурными доминантами городов, и поныне находятся средние учебные заведения.

В годы правления Императора Николая II образование действительно стало народным и доступным. В 1914 году во всех школах Империи учились более 11 миллионов человек. Для сравнения: в 1922 году в СССР проходили обучение в школах только чуть больше шести миллионов детей.

Правительство Императора Николая II проявляло большую заботу о педагогических кадрах. 25-летний педагогический стаж обеспечивал учителю пожизненную пенсию равную окладу. Каждые пять лет стажа сверх этого добавляли еще 20% пенсии. После смерти педагога пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки и классное руководство. Директора, инспекторы, врачи, библиотекари гимназий жили в служебных квартирах, помимо жалования получали «столовые» деньги – на питание. Профессор университета имел чин генерал-майора.

Согласно закону 1912 года, оклад учителя составлял 960 золотых рублей в год (то есть около 85 000 рублей в месяц в ценах 2008 года).

В годы царствования Николая II высшее образование в России по качеству и доступности стало одним из ведущих в мире. Если в 1894 году в России было 48 вузов, то к январю 1917 года их число достигло 117. Всего за эти годы было подготовлено более 150 тысяч специалистов с высшим образованием, причем половина из них были выходцами из детей рабочих и крестьян.

Развитие технического образования было одной из основных задач Государя, и он последовательно проводил эту политику в жизнь не только указами, но и выделяя личные средства. Император Николай II так формулировал свою позицию Совету министров: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных учебных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах». Начальными практическими шагами в этой области стали указы Императора Николая II об открытии Томского, Киевского и Варшавского политехнических институтов. Это стало одним из первых опытов системного кадрового планирования в масштабах всей страны и опиралось на оценку потребностей Российской Империи в инженерных кадрах.

В целом Император Николай II лично инициировал открытие 15 технических вузов, а также создание техникумов. Последним стал Екатеринбургский Горный университет. Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя непревзойденного ранее лидера – Германию. Приведем некоторые цифры. Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических школах и академиях Германской Империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских стран (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской Империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода. Это и дало кадровую основу для мощного взлета отечественной науки и промышленности в 30-60-ые годы ХХ столетия, когда знаменитые конструкторские бюро и крупнейшие промышленные предприятия в Советском Союзе возглавляли в основном выпускники императорских вузов.

Большое внимание Государь уделял женскому образованию. В 1897 году по указу императора Николая II в Петербурге открывается Высший женский медицинский институт. На существовавших ранее женских курсах в несколько раз увеличивается прием слушательниц. В российских гимназиях уже в начале ХХ века училось больше девочек, чем мальчиков. А в большинстве европейских государств женское полное среднее образование сильно отставало от мужского вплоть до 60-х годов ХХ века.

Как одно из достижений образовательной реформы, в годы правления Императора Николая II в России был осуществлен настоящий научный прорыв. Русские ученые совершали открытия мирового уровня в области физики, математики, химии, биологии, медицины, машиноведения, электротехники, радиосвязи, авиации, создали ведущие научные школы в мире. Нобелевскими лауреатами стали Иван Петрович Павлов и Илья Ильич  Мечников- единственные российские ученые за все время существования Нобелевской премии которые получили ее за открытия в области медицины и физиологии. Русская наука при Императоре Николае II получила мировое признание. Благодаря этому во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности».

К 1915-1916 годам реформа народного просвещения вышла на свой завершающий этап. Была создана стройная система народного образования, включавшая:

1) 3-4-летний цикл начального образования;

2) 4-летний цикл посленачального образования (это первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений;

3) 4-летний цикл полного среднего образования;

4) высшее образование (университетское или специального типа);

5) систему образования для взрослых.

Влиятельный и авторитетный журнал «Вестник Европы» писал в 1913 году: «Неслышно, почти неуследимо совершается громадный факт: Россия из безграмотной становится грамотной. Вся почва громадной российской равнины как бы расступилась и приняла в себя семена образования – и сразу на всем пространстве зазеленела, зашелестела молодая поросль».

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты реформы системы образования Российской империи начала XX века. Но даже они удивляют, а порой поражают своими масштабами, системностью, последовательностью и, конечно, результатами учебной деятельности. Значительная часть показателей для нас сегодня просто недостижима.

Если мы внимательно познакомимся с успехами наших предков в других отраслях жизни перелистаем следующие страницы нашего календаря, то удивление будет только возрастать. А вместе с удивлением все громче звучит вопрос: а что дала нам революция, если спустя сто лет мы не достигаем тогдашнего качества жизни? Хочу процитировать Святейшего Патриарха- его слова произнесенные вчера на открытии Всемирного русского народного собора: «следует помнить и о том, что слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов, без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста, нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия».

Тем не менее, исчерпывающий ответ на этот вопрос не входит ни в регламент этого доклада, ни в программу форума. Более важным считаю акцентировать Ваше внимание на другом существенном вопросе: почему, имея такие зарплаты, ресурсы, перспективы и признание в мире наши предки не ценили того, что имели? Почему зрели недовольства, а проповедь противников режима была столь успешной? Как бы оценили они итоги прошедшего столетия, окажись сегодня в наших реалиях, и захотели бы они революций и мнимых свобод? Считаю важным адресовать этот вопрос даже не нашим предкам на столетие назад, а нам, сегодня сидящим в зале. И не с желанием осудить ошибки прошлого, а скорее, чтобы предупредить ошибки будущего.

Сегодня, как и сто лет назад, вновь звучит много слов о том, что в России все плохо. Что дороги не те, что свобод не хватает, что мы отсталые и неразвитые и что где-то в других странах находится все лучшее и нам надо все менять.

Но, друзья, нам сегодня есть с чем сравнивать. Хотя еще очень свежи в памяти ужасы и безвременье 90-х годов, никак нельзя не замечать динамичного, поступательного развития во многих сферах жизни, которое несмотря на санкции и прочие беды, мы имеем сегодня. Нельзя обесценивать самоотверженный труд наших сограждан во всех областях деятельности – и в образовании в первую очередь. Преступлением перед Богом и людьми будет расшатывание и размывание тех основ, на которых сегодня стоит Россия несмотря на потрясения XX и XXI века.

Нам сегодня как никогда раньше требуется объективное исследование истории XX века, нравственно выверенная оценка причин и последствий событий и процессов прошедшего столетия. Церковь не призывает отрицательно судить об исторических деятелях этого периода, и более того, осуждать широкие массы людей, которые были вовлечены в те или иные события по разные стороны баррикад, движимые зачастую искренними идеалами справедливости и солидарности. Здесь требуется всестороннее и честное осмысление их действий. Об этом очень точно сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии московской выставки «Православная Русь. Моя история»: «Не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро от зла».

Главное, понимать, что нравственное и правовое осуждение преступлений, совершенных конкретными историческими деятелями, не может преуменьшить или обесценить подвиги миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо своей страны и будущих поколений.

Церковь воспринимает период истории нашей страны с 1917 года по 2017 год – как яркий пример действий Бога в истории, – о чем Господь не промышляет, то Он попускает ради возвращения людей ко Христу после тягчайших духовных и нравственных падений. Понимание причин и последствий подмены ценностных ориентиров, осознание духовной основы достижений и катастроф в истории XX века – всё это позволит уменьшить риски новых трагедий. Утверждение в обществе ценностей, укорененных в заповедях Христовых, как это было у наших благочестивых предков, является залогом духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений. Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира- эти слова Святейшего Патриарха, сказанные им также на открытии ВРНС обращены к каждому из нас. Если мы не хотим жить в таком страшном, «расчеловеченном» мире, хотя некоторые силы уверяют нас, что  это и есть «дивный и новый мир»,  то наше будущее зависит только от того, как мы сохраним то, что передаётся из поколения в поколение, как мы творчески возделаем то, что мы имеем сегодня, не в последнюю очередь благодаря трудам и молитвам последнего Российского Государя-Императора.

Помогай нам всем Бог!

 

Смотрите также: 

ВИДЕО: Приветственное слово митрополита Кирилла и выступление протоиерея Андрея Ткачева на открытии XXV Рождественских чтений в Екатеринбурге

В Екатеринбурге открылись Рождественские чтения