По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 марта 2017

В Четверток Великого поста епископ Евгений совершил Божественную литургию в храме мученика Иоанна Воина поселка Новоберезовского

30 марта 2017 года, в четверг пятой седмицы Великого поста, Четверток Великого канона, день памяти Марии Египетской, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии, совершил Божественную литургию в храме мученика Иоанна Воина поселка Новоберезовского.

Его Преосвященству сослужили: благочинный храмов Березовского округа иерей Кирилл Кузовников и духовенство Екатеринбургской епархии.

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Игорь Стуков.

По завершении богослужения владыка Евгений обратился к собравшимся со словом назидания и преподал архипастырское благословение:

– Сегодняшний день – один из главных дней в нашей жизни, один из главных Богослужебных дней в году. Кто-то может сказать, что главным днем является Пасха или Рождество Христово, но Пасха и Рождество – это дар Божий, который Господь нам дал по своей щедрости и любви. А в такие дни мы призываемся к тому, чтобы принести свой дар Христу,  мы себя готовим к принятию дара победы над смертью и воплощению по плоти нашего Господа. Один из таких дней сегодня.

Вчера мы слышали и внимали словам преподобного Андрея Критского, словам покаянного канона. Он велик не только по времени чтения, но и по влиянию на душу. Помните историю разбойника, сотворившего много зла и распятого на кресте? Казнь этого разбойника могла произойти где угодно: его могли убить где-то в подвале, где его задержали, могли сослать на галеры и там сгноить его, воспользовавшись его силами, но Бог устроил так, чтоб он оказался рядом с Ним на кресте. И находясь рядом, он сумел излить свою душевную силу в правильном направлении. Он обратился к Господу и попросил Его: «Помяни меня во Царствии Своем». Господь был рядом, и он сумел принести это покаяние.

Вчера вечером и сегодня мы с вами не по своим достоинствам, а по милости Божьей тоже находимся рядом со Христом. Гораздо ближе, чем стоял крест разбойника от креста Христова. Сегодня мы гораздо ближе ко Христу, находясь здесь, в храме, где Господь среди нас пребывает, где его тело и честная кровь преподносится нам. Он в нас, под нашим сердцем. И обратится к нему: «Помяни меня Господи, несмотря на все мои грехи и немощи, помяни меня, когда приедеши во царствии Твое». Это самое лучшее, что мы сегодня можем сделать – стараться управить нашу дальнейшую жизнь в соответствии с этим зовом, обращением. Тогда мы имеем надежду услышать от Господа: «И ты тоже будешь со мной в Раю». Сегодня, завтра, через 30, через 50 лет, кого как Господь призовет, надо, чтобы это близость наша ко Христу сохранялась всегда.

Сегодня, 30 числа, Церковь всегда поминает особого Божиего угодника. Его зовут святой преподобный Алексей, а еще добавляют «человек Божий». Человек, на чьи похороны вышла вся столица мира – город Рим. Не потому, что он был какого-нибудь знатного происхождения или занимал значимый пост, а потому, что его жизнь была воистину святой.

Когда вчера мы обращались к Марии Египетской, а сегодня звучит имя Алексея, человека Божиего, то стоит отметить одно свойство, которое очень сближает этих двух разных святых. Рассудок святой преподобной Марии немного не соответствовал окружающему миру, и когда она ушла в Иорданскую пустыню, суровую и холодную, и жила там много лет, принося Богу покаяние, это не укладывалось в сознание. Тяжело повторить, сделать что-то подобное.

Впрочем, также трудно осознать и повторить то, что сделал Алексей, человек Божий. Родившись в знатной семье, в хорошем благоустроенном для него мире, он во время своей свадьбы почему-то принимает решение, не вписывающееся ни в какую логику. Он кланяется своей супруге, отдает венчальное кольцо и уходит из дома, становясь странником. Человеком, не знающим, что ему сегодня есть, где ему сегодня ночевать, не знающим свою жизненную перспективу. И в таком странничестве он проводит жизнь. Последние годы он проводит у порога своего дома, где его ждут, о нем плачут родители и супруга, уже живущая как вдова. А он здесь находится и никак не открывает принадлежности к своей семье. Что это за странность? Почему он так поступает?

Абсолютно невозможно объяснить житие святой Марии и святого Алексея, если не учитывать одного обстоятельства. Это обстоятельство именуется Божией благодатью. Божественный призыв, Божественный свет, энергия – как угодно моно называть. Это коснулось и воссияло в сердцах преподобной Марии и преподобного Алексея. И не просто сияло, как сияет утро на весеннем или летнем поле, наполненное светом, а вот коснулось и наполнило так, как наполнило учеников Христовых на горе Преображения, как наполнило Серафима Саровского и его ученика. Они прикоснулись к благодати. Серафим Саровский говорил, что собирание и стяжание благодати – главная цель в жизни человека. И святой Марии и святому Алексею эта цель была открыта в полной мере. И вкусив ее, невозможно, немыслимо променять на это жалкое земное существование.

Чем может попытаться накормить нас мир? Они, вкусившие благодати, прожили свою жизнь, как земные ангелы и небесные люди. Своим житием они спасли, приобщили к благодати многих. Святой Алексей приобщил к Царствию Небесному своих родителей, свою супругу, которая в терпении, смирении и кротости проживала свою жизнь, и многих других, узнавших его житие и сподобившихся его благодати. Их ввел в Царствие Небесное святой Алексей, также как и Мария Египетская – вдохновительница многих и многих подвижников.

И мы, имея таких святых на сегодняшний день, приглашаемся к благодати. Но не так, чтобы требовать это у Бога: «Хочу сегодня узнать, как благ Господь, возгореться любовью и шествовать, так же как и Мария Египетская на локоть над землею – она ходила пешком по водам». Надо просто помнить, что никакая цель, никакая слабость в этой жизни, которую мы уже узнали, не является достаточной для нашего Богом освященного достоинства. Что мы все призваны к большему. Это большее в земной жизни дается через церковную жизнь, исполнение заповедей Божьих, покаяние.

Дается нам залог благодати, как Христос сказал: «Есть среди здесь стоящих некоторые, которые еще не вкусят смерти, когда уже видят Царствие Небесное, пришедшее в силу». Вот это к нам с вами относится. Мы должны стремиться искать эту благодать через соблюдение заповедей, через чтение вечерних и утренних молитв. И когда Церковь приглашает нас на какое-то торжество, значимый праздник, мы должны прийти и искать благодать смиренно, не требуя. А Господь по своей любви откроет, и даст, и призовет. Освятит нашу обыденную человеческую жизнь, а может быть, кому-то даст и призвание к большему. Такое, какое дал святому Алексию, человеку Божиему.

Сейчас время благоприятное, Пост совершается. Время, когда мы все живем как монахи, подражая святой преподобной Марии и святому преподобному Алексию, человеку Божиему. Хочется пожелать всем, чтоб оставшиеся дни поста были проведены в подражании святым в добром жительстве, в добром отношении к друг другу, в покаянии и искании в Храме Царствия Божьего, которое изобильно здесь присутствует.

Всех поздравляю со святым днем. Передаю вам благословление от митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, который желал быть с вами в этот день, но сегодня он будет совершать необычную службу. В 17 часов вечера он будет совершать службу Преждеосвященных даров в Иоано-Предтеческом кафедральном соборе. Приглашаем тех, у кого есть возможность помолиться.