По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 ноября 2017

Аспекты духовного благополучия общества обсудили в Миссионерском институте

В Миссионерском институте состоялось заседание секции регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», организованной совместными усилиями Миссионерского института Екатеринбургской епархии и епархиального миссионерского отдела. Работа секции была посвящена актуальным вопросам нравственного и духовного благополучия, а также религиозно-мировоззренческим аспектам современного социума.

Участниками и гостями секции стали преподаватели и студенты Миссионерского института, духовной семинарии и светских вузов, руководители епархиальных отделов Екатеринбургской и Каменской епархий, настоятели приходов, служащие МЧС и представители широкой общественности.

Живой интерес среди присутствующих на секционном заседании вызвал доклад руководителя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерея Даниила Рябинина «Основные критерии и особенности миссионерской деятельности».

Работа секционного форума отчётливо показала, насколько своевременна необходимость обсуждения животрепещущих вопросов духовной, нравственной и религиозной составляющих современного общества. В ходе секционной работы особое внимание собравшихся было обращено к такой проблеме, как духовная безграмотность среди работников сферы образования, об этом сказала ректор Миссионерского института, доктор филологических наук, профессор Наталия Александровна Дьячкова.

Одним из центральных направлений миссионерской работы является работа со школьными учителями, и среди них есть люди, которые негативно относятся к Церкви. Можно представить, что они говорят своим воспитанникам, поэтому такая работа очень важна, – отметила Наталия Александровна. – На конференции школьных учителей в Первоуральске на вопрос о том, какие нравственные категории они формируют у своих учащихся, ни одна из учительниц не смогла ответить, потому что они даже не ставят такую цель – формировать смирение, послушание, скромность, целомудрие, нет! Они ставят совсем другие цели и называют это духовно-нравственным воспитанием. Стереотипами являются отождествление духовности и душевности, отождествление духовности и нравственности. Любой самый нравственный поступок может быть продиктован безнравственными мотивами, то есть внешне человек может быть чуть ли не святым, а внутри он исполнен тщеславия и презрения к ближним. Сама по себе нравственность без духовности ничего не значит…

Ректор подчеркнула, что необходимо понимать и различать, что есть нравственное, а что есть духовное.

– Эти понятия совсем разные. Они взаимосвязаны между собой, конечно, и они часто определяют друг друга, но это разные понятия. Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, т.е. всё ограничивается, в основном, нравственностью, а духовное воспитание просто поглощается термином нравственность, и получается, что понятие духовности подменяется морально устойчивым поведением, в лучшем случае – это выбор между добром и злом.

С целью повышения уровня духовного образования школьных учителей при Миссионерском институте организованы курсы повышения квалификации, подробную информацию о которых можно найти на сайте Миссионерского института.

Проректор Миссионерского института по учебной работе, кандидат педагогических наук, иерей Иоанн Парамонов эмоционально и увлекательно рассказал о существующих в сфере образования стереотипах и предубеждениях в докладе «Мифы в российском образовании».

Отдельные сегменты религиозных воззрений, вступающих в полемику с православием, были представлены в докладах иерея Максима Крылова «Неоязычество – форма социального протеста», а также помощника руководителя миссионерского отдела Светланы Скидан «Квазинаучные основы религиозных движений нью-эйдж», где были выявлены аспекты взаимодействия квазинаучных форм знания и псевдорелигий. Эти формы, отметила докладчица, являются предпосылками возникновения различного рода псевдорелигиозных формирований, поскольку оккультные и эзотерические учения, опираясь на псевдо- и лженаучный подход, стремятся создавать цельные мировоззренческие системы как в научной, так и в духовно-нравственной сфере. Студентка 5 курса Миссионерского института Е.В. Городилова, в рамках подготовки к выпускной квалификационной работе, рассказала о результатах, проведённого ею, социологического исследования в мусульманской среде «Представления об Иисусе Христе в исламе».

В заключение все участники секционной встречи отметили высокую актуальность обсуждаемых вопросов и необходимость выработки новых эффективных форм совместной работы в миссионерском пространстве.