По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения
21 февраля 12:50
Начало подготовки к Великому посту: наставление в Неделю о мытаре и фарисее

О начавшемся подготовительном времени к Великому посту и о сегодняшнем дне, первой Неделе - о мытаре и фарисее, рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

Дорогие братья и сестры! Мы вновь подошли к спасительному времени Великого поста и будем готовиться к встрече Светлого Христова Воскресения, Пасхи особым подвигом покаяния, воздержания и молитвы.

Об этих подвигах нам напоминает предварительное время, которое в Церкви именуется подготовительными неделями к Великому посту.

И первой такой Неделей является Неделя о мытаре и фарисее – посвященная Евангельскому событию, которое мы находим у Луки, и которое должно помочь нам расширить понимание милосердия Того Бога, в Которого мы верим.

Евангелист описывает две крайности религиозного настроя двух разных людей. И оба эти человека, даже не сомневайтесь, приносят упомянутые подвиги в дар Богу: покаяние. У мытаря оно хоть и искреннее, надрывное, но по контексту свидетельства эпизодическое. Лишь когда, что называется, чаша бесчувствия лопнула и осколки прежней жизни выпустили смиренный вопль: «Боже, милостив буди мне грешному»! А у фарисея – вся жизнь – это покаяние. Ведь как человек книжный, он знает, что плата за грех – это смерть, и скрупулезное исполнение Закона перед Лицом Божиим, это его повседневное делание по перемене своего ума.

Воздержание: мы не знаем, поститься ли мытарь, но то, что он ограничил собственное продвижение внутри Храма, смиренно встав у входа – это тоже форма воздержания. Фарисей же постится дважды в неделю и из своего достояния выделяет милостыню, ограничивая себя в каких-то благах.

Наконец, молитва: у мытаря она отчаянная, но преисполнена веры в то, что Бог его слышит. А фарисей – знает, что Бог его слышит, ибо он живет по Закону и ему известно, что «Бог благословит праведника».

Два разных опыта, две разные жизни, но вспоминая, что Бог любит всех, принимает первого перед Собой также, как и последнего, стоит заглянуть в собственное сердце. А точно ли оно достигло меры Божественной любви или мы продолжаем делить людей на правых и виноватых? На грешников и праведников, отбирая суд у настоящего Судьи. На тех, кто нам нравится и на тех, кого мы ненавидим.

Евангелие – это Весть о том, насколько мы можем быть совершенны, если совершенен Отец наш Небесный. Не является ли история о мытаре и фарисее очередным фактом падения собственной души, когда одного мы осуждаем, а другого оправдываем, хотя нам Священное Писание говорит об обратном. Один вышел оправданным больше, нежели второй. Значит ли это, что Бог одного возлюбил больше, а другого нет? Или это наше личное лицеприятие готово быть перенесенным на Творца, и сделать реальной хулу на Духа Святого? Не вышел ли один более оправданным просто потому, что ему было больше в чем каяться? А мы уже одного верующего осудили, а второго – превознесли.

Евангелие, Церковь способствуют тому, чтобы мы стали мудрее и духовнее, то есть приобрели тот духовный настрой, что и исходит от Бога. А он для всех одинаково исполнен любви, просто одни люди могут себя больше открыть ей, потому, что стали мудрее и духовнее, а другие, до сих пор заняты рассуждениями об осуждениях.

До начала Поста еще достаточно времени, а до Пасхи и тем более. И я призываю вас, дорогие братья и сестры, приобретать мудрость Божественную и смиренный Евангельский дух любви!