По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

23 июня 2021

«Каждый может проповедовать на уникальном языке Духа Святого, на языке любви»: протоиерей Сергий Алексеев о Пятидесятнице и обязанностях христианина

О празднике Пятидесятницы как личном празднике каждого христианина и об обязанности исполнения заповедей Христа и проповедования Слова Божия сказал в своем слове проповеди по запричастном стихе за архиерейской Божественной литургией в День Святой Троицы протоиерей Сергий Алексеев. Напомним, Божественная литургия была совершена в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга, ее возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

– Для каждого из нас это сугубая радость, потому что сегодня день рождения Церкви.  Мы празднуем праздник Святой Троицы  – рождение христианской Церкви, которое совершилось в день ветхозаветной Пятидесятницы. И так как это событие – после славного Христова Воскресения и Вознесения на небо – главное в жизни Церкви, то и Священное Писание нам детально описывает, как это происходило.

Вспомним это событие. Оно описано в Книге деяний святых апостолов, и сегодня читался именно тот отрывок, который нам нужно каждому не просто прочитать, но и знать. Нужно заметить, что детальность эта не столько историческая, хотя там зафиксированы факты церковной истории, сколько иконная, потому что Священное Писание – это, прежде всего, икона событий. А язык иконы нужно уметь прочитывать. И каждый христианин, каждый верующий Духом Святым умеет это делать. Ну а кто не умеет, должен научиться. Апостол евангелист Лука, автор Книги деяний продолжает как бы евангельское повествование. Книга «Деяние святых апостолов» – это некое продолжение его Евангелия, только повествующее не о земной жизни Христа Господа, он уже пройден, и Господь на небе одесную отца, сколько о деяниях Церкви, деяниях апостолов и деяниях тех людей, которые услышали апостольскую проповедь и последовали за Христом.

Когда мы читаем этот отрывок, то поражаемся, как апостол Лука умеет подбирать слова. Давайте вслушаемся. Перед тем, как вознестись на небо, Господь даёт обетование: находитесь в этом городе Иерусалиме до того момента, пока вы не облечетесь силою свыше – силою Духа Святого. И вот эти события происходят через некоторое время после Вознесения. Был день исполнения Пятидесятницы, и в этот день исполнилось обетование. Ученики находились в доме, и Дух Святой наполнил дом, и все ученики исполнились Духа Святого.

Давайте подумаем: несколько раз здесь используется слово «полнота», та полнота бытия, та полнота жизни, которую человек утратил в грехопадении. И вся жизнь до пришествия в мир Христа Спасителя есть некая неполнота, потому что Дух Святой если и действовал в сердцах людей, то только внешне, только по особой воле Божией, в пророках, прежде всего, в израильском народе. Но вот даётся эта полнота, даётся полно каждому, и каждый из нас причастник этой полноты.

Далее описываются такие события, которые часто бывают не понятны современному читателю. Например, почему обетование исполнилось в день Пятидесятницы? Нужно вспомнить, что пятидесятый день после Пасхи – это праздник урожая. В первый день Пасхи приносилось в жертву в храме первый сноп урожая, и в пятидесятый день собирался весь урожай, подносился хлеб из того зерна, которое выросло. По древнему обычаю, если начаток свят, как пишет апостол Павел, то и всё будет святое. То есть если мы приносим Богу самый лучший сноп, то мы надеемся и молимся о том, чтобы весь урожай был таким же полноценным, потому и жертвовать мы должны не то, что нам негодно, а самое лучшее. Почему? Да потому что наша жертва – эти залог того, что лучшее будет потом и у нас.

Так вот, по слову святителя Иоанна Златоуста, который толкует слова апостола Павла, начаток жизни, начаток воскресших из мертвых – это Христос. И Он, как начатки урожая, возносит наше человечество на небо. И в Пятидесятницу, как некий серп на жатву, приходит Дух Святой, чтобы пожать урожай готовый.

Но когда ученики исполнялись Духа Святого, они не сохранили это в тайне, они не стали это переживать, закрывшись в своем кругу, они пошли проповедовать, они пошли исполнять волю Христа: «Идите, научите все языцы, все народы». И вот случилось чудо Пятидесятницы, когда множество народа из разных стран, разных наций, которые говорили на разных языках, вдруг поняли то, о чём вещали им апостолы. Сейчас много споров по поводу природы этого языка, на котором говорили апостолы, говорили: ну вот чудо такое произошло, что они заговорили на человеческих языках, которые были доступны пришедшим в Иерусалим. Но святитель Иоанн Златоуст и другие отцы говорят: нет, это был особый язык, язык Святого Духа, который понимался не разумом, а понимался сердцем, каким-то мистическим религиозным чувством. И те, чьи сердца были готовы к принятию миссии, принятию Святого Духа, те услышали ответ на свои надежды. Ну, а находились и те, кто скептически отнеслись к этому, и поэтому их уши были открыты к слышанию, но сердце были закрыто. И они насмехались: да нет же никакой это не Дух Святой, это всего лишь пьяный говор, они напились сладкого вина и поэтому бормочут непонятно что.

И такое отношение к дару Святого Духа всегда был на протяжении Церкви, и сейчас люди, которые очищают свои сердца, радуются празднику. Ну, а те, кто не хотят радоваться, говорят: пережитку, суеверия и прочее, прочее, прочее.

И вот сегодняшнее чтение соответствует торжественности праздника. И в то же время оно является увещанием каждому из нас. Потому что каждый из нас пережил свою Пятидесятницу, каждый из нас получил дар Духа Святого в Таинстве святого крещения и миропомазания. И получивши, исполнившись Духа Святого, мы тем самым взяли на себя обязанность исполнения заповедей Христа, обязанность научить своих ближних, а лучше и дальних, проповедовать им Царство Божие, проповедовать им спасение, проповедовать им правду Божию искупления греха, проклятий и смерти.

Конечно, не каждый из нас лингвист и не может проповедовать на том языке, который может быть понятен для другого, но непонятен для нас. Но каждый может проповедовать на уникальном языке Духа Святого, на языке любви, на языке благочестия, на языке желания помочь ближнему. Этот язык международный, универсальный. И дай Бог, чтобы наше рождение в Церкви было плодотворным, чтобы оно приносило плоды. И через наше малое усилие, действием Духа Святого Церковь приумножалась и шла к своей цели – спасению и богообщению. Аминь. С праздником всех вас поздравляю.