По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения
4 июля 11:12
«Это повод для благоговейной благодарности Богу»: наставление в день Всех святых, в земле Русской просиявших

Об истории праздника Всех святых, в земле Русской просиявших, и его духовной сути рассказал в своем наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

- С праздником вас, дорогие братья и сестры! В минувшее воскресение мы праздновали торжество всей вселенской Церкви, рождающей святых – главное, к чему Церковь и призвана. А ныне – торжествует Церковь Русская, просиявшая тысячами святых в самых разнообразных подвигах.

Для Бога нет ни эллина, ни иудея - это правда, но для нас, рожденных в Русской Церкви, значимо, что труды народа, который и был просвещен этой Церковью, его понимание евангельского идеала, высокое нравственное и духовное начала стали такими же трудами, о которых повествовали апостолы, просвещая землю. Это не повод для гордости, ибо гордость – грех от лукавого. Это повод для благоговейной благодарности Богу, позволившему на нашей земле нашим единокровным предкам и современникам просиять в сонме тех, кто созерцает тайны Царства Небесного.

По преданию, апостол Андрей Первозванный проповедовал в славянских землях. Кирилл и Мефодий создали грамоту, чтобы мы могли прочесть Священное Писание, архиепископы Константинопольские посылали первых священников и архиереев для труда на ниве Божией. Все эти семена дали обильные плоды.

В XVI веке митрополит Макарий прославил 40 русских святых и впервые установил им общецерковный праздник в Русской церкви. Празднование было приближено к памяти равноапостольного князя Владимира и совершалось в июле.

Увы, но со времен Патриарха Никона, а затем и с воцарением династии Романовых, особенно стремившихся рубить окна в европейский дом, праздник почти исчез из богослужебного календаря.

При последнем государе, страстотерпце Николае Александровиче, начались новые прославления святых русской земли, и необходимость восстановления нынешнего торжественного дня назрела.

Удивителен промысл Божий. На Поместном соборе 1918 года, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, только что избранного полнотой Русской Церкви, было установлено, что день Всех святых, в земле Русской просиявших, будет совершаться в первую неделю Петрова поста, то есть, как раз в следующее воскресение за неделей Всех святых.

Участники собора и не предполагали, что многие из них впишут подвигами и страданиями за Христа свои имена в этот праздник. И Русская Церковь последующими десятками лет чудовищных гонений лишь еще больше укрепилась в любви Божией, от которой ни скорбь, ни теснота, ни гонения - ничто не может отлучить.

И несмотря на то, что этот праздник обнимает собой более чем тысячелетнюю историю благодати Неба на земле, не так уж и давно он стал постоянной частью нашей литургической жизни. Но, как и все вечное, а этот день, конечно, о самой главной вечности, он таков – будто был всегда. Как есть всегда Бог, а это значит, что будут у Него и Его святые.

С праздником, еще раз, дорогие братья и сестры! И пусть в наших поколениях прибудет сила Божия, ведущая нас к святости по молитвам наших Русских святых.

 

Смотрите также:

«Наш национальный духовный праздник»: митрополит Евгений возглавил Божественную литургию в Собор всех святых, в земле Русской просиявших

4 июля - Собор всех святых, в земле Русской просиявших