По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 августа 2021

«Время покаяния и исправления»: наставление на Успенский пост

О духовной сути Успенского поста, о подготовке к переходу в вечность и о времени, данном нам для покаяния, возрождения и возрастания в любви, рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

– Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с началом Успенского поста. Это очень необычный, в нашей церковной жизни, период для подвижничества. Ведь три других многодневных поста посвящены, так или иначе, событиям, которые и внешние нецерковные люди могли бы охарактеризовать как позитивные, светлые и праздничные. Рождественский пост венчается Рождеством Богомладенца Иисуса. Великий пост готовит нас к Светлому Христову Воскресению. Апостольский пост завершается празднованием памяти двух величайших апостолов Вселенной.

Успенский же пост завершается днем, когда Пресвятая Богородица покинула этот земной мир, хотя мы и знаем, и верим, что Она всегда – наша Усердная Заступница. И хотя Ее кончина была безболезненной и мирной, тихой как сам сон, отсюда и наименование – Успение, тем не менее, это все равно финал земной жизни, подведение ее итогов, расставание со всем, к чему мы привычны с самого зачатия, когда и обретаем плоть в соединении с душой. Пресвятая Богородица хоть и Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, тем не менее Она рождена была, как и все мы – в этом земном мире, проклятом смертью из-за греха, и должна была пройти тем же путем, что и Ее Божественный Сын, и все Ее царственные предки – через возмужание, угасание и смерть для дальнейшего Воскресения. И Она, как Та, что слагала в сердце Своем все слова Иисуса, естественно желала исполнить весь человеческий путь до конца.

Но ей по праведности и Божественной любви была открыта дата Ее исхода. И что же Она делает? Успевает ли завершить все свои земные дела? Успевает ли насладиться всеми уходящими от Нее благами мира? Или, может быть, по близости Своей к Богу умоляет Его отсрочить этот миг или обращается к земным лекарям, чтобы они сотворили некое целительное действо и продлили это бренное существование? Нет же. Богородица готовится к едва ли не самому важному событию после Своего Рождения и Рождества Христова постом, молитвой, покаянием и теми духовными подвигами, что известны всем, кто знаком со Священной историей. Историей людей, умеющих достучаться до Небес, людей – действительно водимых Богом в этой жизни.

Вот и Успенский пост, выходит, посвящен подготовке к смерти. К тому событию, которого не избегнет никто из нас, даже те, кто живет так, словно и умирать никогда не придется. И церковное сознание, церковная педагогика и опыт предлагает всем верующим во Христа серьезно относиться к самому серьезному событию нашего существования: переходу к вечности. Как наша мама трепетно и бережно в период беременности нами нежно вынашивала, берегла нас в своей утробе, оберегая нас от всех вредоносных и угрожающих нашему благополучию событий и вещей, так и мы всю свою жизнь вынашиваем и растим нашу бессмертную душу, которая живет для вечности и рождается в вечность, пройдя через сени смертные. И разумный человек не станет, особенно в преддверии знания о скором наступлении этого разрешения от бремени земной, полной невзгод и страданий жизни, своей души – вредить ей и не заботиться о ней. А как заботиться? Постом, молитвой и строгим исполнением заповедей Божиих, в чем и обретается истинное покаяние, ибо нет человека, который бы жил и не согрешил. Видение же своих грехов наступает особенно тогда, когда мы знаем заповеди и знаем, что не в силах их исполнить, обращаемся к Богу с искренней просьбой о помощи в их исполнении и о прощении нашей слабости, нашей беспечности, отсутствию в нас духовной разумности и любви.

Смерть – не игрушка, а важный этап нашей истории, которая завершится либо радостью воскресения в Царстве Небесном, либо ужасом воскресения в геенну огненную и тьму кромешную. И Церковь на примере подготовки Богородицы всерьез, именно в эти предстоящие постные дни обращается к нам с предложением в строгости поста телесного обрести мудрость духовную, чтобы видеть Тайны Царства Господня. Ведь именно мы, христиане, обязаны разъяснять окружающему миру собственным примером, своей святостью и верой, что смерть – трагичный, но не конечный этап. Смерть может быть оправдана и побеждена только силой Воскресения Христова. Во всех остальных случаях это какая-то бессмысленная насмешка над логикой человеческого появления на свет. Над личной судьбой каждого из нас. Ведь познавая себя и мир, конечной мудрости человек достигает лишь с годами и пользуется накопленным опытом до скорби не долго, а потом его тело однажды отказывается ему служить, приходят чужие люди и уносят его для погребения, и нет ни опыта, ни мудрости, ни знания. Остаются лишь воспоминания, да и то ненадолго.

А у нас христиан – не так. Весь жизненный опыт и навыки должны служить и должны остаться с нами навсегда, и потому эти жизненные приобретения, оказавшись достойными Царства Небесного, помогут нам быть там, где мы станем возрастать из славы в славу. А если они окажутся не достойными… для того и существует время покаяния и исправления, время возрождения и возрастания в духе и любви. И сегодня время особенно благоприятное – это время Успенского поста. Проведем же его мои дорогие, по примеру Пресвятой Матери нашей Богородицы и будем ходатайствовать через Нее перед Богом и о своей жизни и смерти мирных, безмятежных и безгрешных.

Действующие лица