По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
Священномученик Стефан Луканин

Священномученик Стефан Луканин

10/23 июля

 

Священномученик Стефан Луканин родился в 1845 году[1] в семье пономаря Василия Луканина. После окончания Пермской духовной семинарии он женился и был рукоположен в сан диакона, а через пять лет, в 1869 году, — во иерея. Отец Стефан был направлен на служение в Тихвинский храм села Волковского Камышловского уезда, а в 1888 году переведен в Свято-Николаевскую церковь села Куровского того же уезда. Одновременно с совершением священнического служения он был назначен следователем по 4-му округу Камышловского уезда, что свидетельствовало о доверии и уважении к нему духовного начальства. В 1896 году он по собственному прошению был перемещен к церкви во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сосьвинского завода Верхотурского уезда.

Один из самых молодых на Урале, этот завод был основан неким иностранцем фон Талем в 1880 году на месте впадения реки Ольта в Сосьву. В заводском поселке была построена часовня. Уже в 1882 году заботами управителя А. В. Никитина она была преобразована в церковь и освящена в честь святого Князя Александра Невского. В то время, когда отец Стефан служил в Сосьвинском заводе, там произошел большой пожар, деревянное здание церкви сгорело, и службы пришлось совершать в перестроенном под церковь бараке.

С 1898 года местом служения батюшки стала Богородичная церковь села Кабанского Шадринского уезда. Прослужив в ней до 1901 года, он был переведен к Покровской церкви Колчеданской Покровской женской общины, расположенной на левом берегу реки Исеть, приблизительно в шестидесяти девяти километрах от Камышлова. Община была основана в 1805 году по инициативе благочестивой жительницы поселка Татьяны Титовой, в 1865 году Высочайше утверждена, а вскоре после перехода в нее отца Стефана получила статус монастыря.

Кроме священнического служения, отец Стефан занимался преподавательской деятельностью, и в 1904 году за «25-летние труды по народному образованию»[2] его наградили орденом Святой Анны III степени. К тому времени за свое усердное служение он уже удостоился и другой церковной награды — камилавки. В 1913 году он был награжден также наперсным крестом.

В 1907 году отец Стефан последовательно служил в Свято-Троицкой церкви села Топорищевского Шадринского уезда и в приписной Иоанно-Златоустовской церкви деревни Водолазовой. В это время батюшке пришлось пережить тяжелое искушение. 10 сентября 1907 года псаломщик Иоанно-Златоустовской церкви Василий Коровин подал Преосвященному Владимиру[21], архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому, жалобу на отца Стефана. Он обвинял его в небрежном отношении к Святым Дарам и вообще к совершению Божественной литургии, а также в присвоении денег, пожертвованных в местный Комитет по постройке храма. Следствие продолжалось почти целый год. После опроса свидетелей и тщательного рассмотрения дела в Духовной Консистории все эти обвинения признали ложными, отец Стефан был полностью оправдан. Кроме того, в указе Духовной Консистории от 23 сентября 1908 года говорилось о «неблагоповедении»[3] и нетрезвости самого Василия Коровина: в то время на него в Консистории было заведено следственное дело. Вместе с тем в Указе содержалась и высокая оценка отца Стефана: «поведением [он был] аттестован отлично-хорошим, судим и штрафован не был»[4]. Несмотря на столь благополучный исход дела, для отца Стефана это расследование было связано с тяжелыми переживаниями: как сам он говорил на следствии, донос этот явился для него полной неожиданностью и он в течение некоторого времени даже не мог прийти в себя.

Из Иоанно-Златоустовской церкви отец Стефан был переведен священником к Александро-Невскому храму Нижнего Тагила, а в 1915 году он служил уже в Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда[5]. Приход храма был значительным — более семи тысяч человек, отчего по штату в Сретенской церкви было положено два священника, диакон и два псаломщика. Этот храм стал последним местом служения отца Стефана.

В том же, 1915, году «за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией» батюшка удостоился высокой награды: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального обер-прокурора, согласно определению Святейшего Синода, во 2-й день апреля… в Царском Cеле, Всемилостивейшее соизволил… на причисление [его] к ордену Святого Владимира IV степени»[6].

После Октябрьского переворота 1917 года жители Камышловского уезда вначале относились к новой власти спокойно, не предполагая, к каким последствиям приведет появление в уезде красных отрядов. Ситуация изменилась с образованием в июле 1918 года 1-го Крестьянского коммунистического полка 3-й армии РККА (Рабоче-Крестьянской Красной армии), позднее получившего наименование полка Красных орлов и прославившегося своими зверствами. Даже знаменитый пролетарский писатель, бывший выпускник Пермской духовной семинарии П. П. Бажов признавал, что «методы ведения боев полком Красных орлов были… чаще всего тяжелы»[7]. В состав этого печально известного полка вошли крестьяне-бедняки Катайской волости и рабочие городов Каменска и Камышлова, было в нем и много иностранных наемников, особенно из Китая.

С особенной жестокостью красные расправлялись с более-менее состоятельными людьми и с духовенством, причем в первую очередь именно с теми священниками, которые пользовались уважением среди населения и отличались усердием в исполнении своего служения.

Так было и в селе Колчеданском. 10/23 июля[8] 1918 года красноармейцы арестовали священнослужителей Сретенского храма: священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора Гудзовского, причем у отца Стефана перед арестом под видом обыска разграбили квартиру. Псаломщика этой церкви красные отправили на окопные работы.

Арестованных повезли по направлению к станции Синарская, близ которой они и приняли мученическую смерть от рук бойцов 1-го Крестьянского коммунистического полка. Перед гибелью они претерпели страшные мучения: так, 74-летнему отцу Стефану красноармейцы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, «левая рука отесана острым оружием»[9]. Вместе со священнослужителями красные замучили неизвестную женщину: у нее была отрезана грудь. После всех этих зверств мучеников убили.

Уже на следующий день, 11/24 июля, станцию Синарская заняли белые — группа войск Народной армии под командованием подполковника Д. Н. Панкова. Вскоре тела мучеников были найдены в лесу недалеко от этой станции, и 17/30 июля 1918 года священники из села Водолазовского отпели невинных страдальцев. Мучеников похоронили у церкви в селе Колчеданском.

В газете «Сибирский вестник» позже писали об этом страшном убийстве, что такие расправы над невинными людьми нередко совершала «советская власть, в своем ослепле­нии дошедшая до геркулесовых столбов изуверской жестокости...»[10].

29 августа/11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в городе Шадринске прошел «Вечер скорби» в память о невинно погибших от рук красных. По приглашению духовенства города Шадринска в этом вечере принял участие Преосвященный Григорий[24], епископ Екатеринбургский и Ирбитский, посещавший в эти дни места страданий и смерти убиенных. Побывал он и в Колчеданском, где молитвенно почтил память страдальцев за веру. Описание этой поездки было опубликовано в «Известиях Екатеринбургской Церкви».

Священномученик Стефан Луканин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года; в 2010 году его имя было включено в Собор Екатеринбургских святых.

 

Источники

ГАСО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 375; Оп. 4. Д. 241.

Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Дублённых В. В. П. П. Бажов как историк // Летописцы родного края. Свердловск, 1990.

Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: материалы 1999 г. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та, 1999.

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Кручинин А. М. Падение красного Екатеринбурга: военно-исторический очерк о событиях на Среднем Урале и в Зауралье с 13 июля по 12 августа 1918 года. Екатеринбург, 2005.

Лавринов В., протоиер. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2001.

Пермский епархиальный адрес-календарь на 1882 год. Пермь: тип. Пермской земской управы, 1882.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.

Шестернина Н. Г. Каменск. 1917–1950-е годы. Книга памяти. Каменск-Уральский, 2006. Т. I.

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1888. № 41; 1895. № 13–16; 1896. № 3, 15; 1898. № 8–9; 1901. № 3; 1904. № 10; 1907. № 14, 19. 1915. № 17.

Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16.

Сибирский вестник. 1918. 19 сент. (№ 26). ЦГИА РБ. НСБ. Газетный фонд. Оп. 3. Ед. хр. 46.

 

 


[1] Возможно, в 1844 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.

[2] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1904. № 10. С. 171.

[3] ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 241. Л. 168.

[4] ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 241. Л. 168.

[5] Трехпрестольный каменный храм в честь Сретения Господня был заложен в Колчеданском в 1825 году. Правый придел его во имя святителя Николая Чудотворца освятили в 1879 году, левый — во имя апостолов Петра и Павла — в 1882-м.

[6] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1915. № 17. С. 317.

[7] Дублённых В. В. П. П. Бажов как историк // Летописцы родного края. Свердловск, 1990.

[8] Дата приводится на основании данных Помянника и документов из фонда Екатеринбургского губернского комитета РКП(б), находящихся на хранении в ЦДООСО (Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 126). Согласно же записям, сделанным в метрической книге Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда, это случилось 9/22 июля 1918 года (ГАСО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 375. Л. 280 об., 281).

[9] Цит. по: Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: материалы 1999 г. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та, 1999. С. 317. (См. также: Сибирский вестник. 1918. 19 сент. (№ 26). ЦГИА РБ. НСБ. Газетный фонд. Оп. 3. Ед. хр. 46).

[10] Цит. по: Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. С. 317. (См. также: Сибирский вестник. 1918. 19 сент. (№ 26). ЦГИА РБ. НСБ. Газетный фонд. Оп. 3. Ед. хр. 46).