По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 ноября 2015

Проблемы современной катехизации обсудили на Рождественских чтениях в Екатеринбурге

05 ноября в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии прошла секция «Проблемы современной катехизации». Мероприятие в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» собрало двадцать приходских катехизаторов Екатеринбурга. В рамках заявленной темы состоялось несколько дискуссий.

Первая искуссия развернулась вокруг вопроса: понятны ли современным людям образы и бытовые реалии Священного Писания, не следует ли в катехизаторских беседах адаптировать их к современности?

Участники, опираясь на свой опыт, высказали мнения как «за», так и «против». Сторонники адаптации привели в качестве примера проповедь миссионеров среди народов севера, где слова о хлебе, заменялись более понятным для северян образом рыбы. Противники – говорили о необходимости сохранения элементов старинной культуры, которые следует просто дополнительно разъяснять слушателям.

Ведущий семинара, руководитель сектора катехизации ОРОиК Екатеринбургской епархии Алексей Валерьевич Пиличев обратил внимание участников на то, что различные бытовые образы Евангелия рассказывают вовсе не о быте, а о вероучительных, моральных, нравственных основаниях христианства. Эти образы не затемняются бытовыми зарисовками, пусть даже и непонятными, однако могут быть изложены и не в Евангельских терминах.

Далее участники обсудили вопросы границ использования психологических знаний и методов в катехизаторской работе. Было высказано мнение, что психология, возникшая в начале XX века, не была известна Святым Отцам, которые прекрасно справлялись с делом духовного окормления паствы. Следовательно, психологические знания и методы в приходской катехизации не особенно нужны.

В качестве возражения на это мнение было отмечено, что психологические знания возникли как результат научных исследований проблем человека и поиска путей их решения. Эти знания есть результат научных исследований XX века и их использование ничем не умаляет святоотеческое наследие православия. В приходской работе вполне можно совмещать православные знания об основах духовной жизни и методы психологической помощи людям.

Участвуя в дискуссии, ведущий семинара обратил внимание участников на различия между:

– практической психологией, в том числе и методы психотерапии – результат прикладных исследований проблем человека;

– психологией теоретической, отталкивающейся от различных теорий личности;

– псевдо психологии – различных спекуляций, полуоккультных учений и откровенно манипулятивных техник.

Алексей Валерьевич заметил, что методы прикладной психологии вполне можно использовать в практике катехизаторской деятельности, к теориям личности нужно подходить с большой осторожностью, а третью группу необходимо просто отвергать.

Далее на секции обсудили вопросы учета в работе катехизатора гендерных различий. Участники поделились опытом работы в чисто женских, чисто мужских и смешанных группах, обсудили особенности данных аудиторий и работы с ними.

Вторая часть работы секции была посвящена обсуждению педагогического потенциала Евангельских притч. Участники обменялись опытом использования притчевых форм в катехизаторской работе.

Ведущий секции выдал методические материалы по данной теме, рассказал о своем многолетнем исследовании корпуса Евангельских притч и отметил, что данная тема будет предметом обсуждения нескольких ближайших семинаров пред аттестационной подготовки епархиальных катехизаторов.

В заключение работы секции участники обменялись мнениями о потенциале катехизаторской и вероучительной литературы, поделились методами её применения.