По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

3 апреля 2018

«На каждый день своей жизни мы должны смотреть с христианской точки зрения»: слово митрополита Кирилла в Великий вторник

О Великом вторнике – дне, в который 100 лет назад прибыл в Екатеринбург Государь-император Николай II c членами семьи, и о христианской точке зрения, с которой мы должны воспринимать нашу жизнь, сказал митрополит Кирилл за богослужением в храме Порта-Артурской иконы Божией Матери в Великий вторник.

– Всечестные отцы, братия и сестры! Сегодня мы служили здесь Литургию Преждеосвященных Даров. Этот день в литургическом смысле является днем столетия прибытия в наш город Государя-императора Николая Александровича, Александры Федоровны и Великой княжны Марии Николаевны, – сказал в своем архипастырском слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. – Именно в этот день они прибыли сюда в Екатеринбург для того, чтобы принести себя в жертву как истинные христиане за свой народ, как истинные цари, которые служат Богу, но служат Богу не только за себя, но все их Служение является служением за свой народ.

И если вы обратили внимание, то вообще в нашей жизни случайностей нет и не может быть. Особенно нет случайностей тогда, когда происходят какие-то великие, значимые события. Государь-император прибыл в Екатеринбург именно на Страстной седмице, не в любое другое время, не на неделю раньше, не на две недели позже, а именно на Страстной седмице. Вы слышали сегодня чтение святого Евангелия, там несколько зачал подряд, и каждое зачало имеет свой особый смысл, предваряющий человеческую душу к приуготовлению к встрече с Господом. Но как заканчивается сегодня Евангелие? Господь говорит своим ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Именно в этот день, когда читается это святое Евангелие, сюда, в Екатеринбург, привозят Государя нашего Царя Николая. Для чего? Знаете ли, Пасха будет, а Царь будет здесь отдан на это жертвоприношение. И то, что он пришел на Страстной седмице, и то, что следующий день – это день предательства Иуды  – во всем этом есть смысл. И как предали его близкие, родственники, друзья, его предали подданные, отказались от присяги офицеры, генералы, солдаты; как человек, который испытал предательство не одного и не двух близких людей, а миллионов близких его сердцу людей; и на следующий день, когда он проснулся в Екатеринбурге, это был день предательства Иуды, Великая среда; и то, что его кончина, его мученический подвиг совершился именно в ночь на 17 июля, хотя они пытались, как сейчас открывается в документах, сделать это на день раньше, на два дня раньше, но никак не могли подготовиться, никак не могли решить, каким образом это сделать, чтобы было меньше свидетелей, чтобы меньше человек об этом знало. Но убиение последнего русского самодержца было совершено тогда, когда была память первого русского самодержца – святого благоверного князя Андрея Боголюбского. И в этом тоже смысл.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что в нашей жизни нет никаких случайностей. И в жизни не только нашей, но и в жизни человечества нет случайностей – все достаточно закономерно, и все имеет под собой определенные символы и определенный смысл. И сегодня для нас является очень важным смыслом для нашей конкретной жизни, для жизни нашего города,  для жизни нашей христианской православной общины здесь, в Екатеринбурге – является абсолютным смыслом то, что подвиг Царя страстотерпца совершился именно в эти дни, и приехал он сюда именно в эти дни, в Великой вторник.

И для нас сегодня очень важно, чтобы мы сопоставляли свою жизнь, как государь святой царь Николай и его семья – как он их научил, как научила своих детей мать, императрица Александра Федоровна, как они привыкли все воспринимать с христианской точки зрения, так и мы должны поступать.  Не с той точки зрения, которую нам пытаются преподать те или иные СМИ, те или иные слухи, сплетни и так далее, какие-то официальные и неофициальные "рупоры". Но на каждый день своей жизни мы должны смотреть с христианской точки зрения и видеть в этом определенный смысл нашего бытия – и когда мы связываем свою личную жизнь с литургической жизнью Церкви, когда для нас очень важно хранить воскресение как великий день, как малую Пасху, когда важно, чтобы в воскресенье мы не работали, старались не делать каких-то ненужных вещей, чтобы воскресный день мы отдавали Богу. Мы должны прийти в Божий храм – это закон. Мы в Божий храм в воскресенье можем не прийти только тогда, когда мы больны, у нас не ходят ноги, у нас какие-то сверхобстоятельства – вот это тот повод, когда, может быть,  мы не можем прийти в Божий храм в воскресенье. В остальное время мы обязаны быть в воскресный день в храме, если мы христиане, если мы связываем жизнь с литургической жизнью Церкви.

Когда для нас Страстная седмица – это время страданий Христа, Его последние мгновения земной жизни и мы должны их сопережить. Мы хотим, чтобы Пасха была радостной, светлой, чтобы она вошла в нашу душу? Но как она может войти в нашу душу, если мы ее не подготовили к этой встрече, к этому празднику? А как ее можно подготовить? Ее можно подготовить путем не этого 40-дневного чего-то-не-едения, но путем этого 40-дневного размышления и подготовки себя к этой встрече с Богом.

Для нас, для любого, особенно, ныне живущего человека, очень важно, чтобы мы соизмеряли свою жизнь с литургическим кругом, с той жизнью, которая сопутствовала, всегда была в жизни нашего народа, нашего Отечества. Потому что даже народные приметы – они все связаны именно с Церковной жизнью, с памятью святых, с тем или иным событием. 

Вот для нас очень важно, чтобы мы сохранили в себе это соединение: нас, живущих сегодня, с тем образом мысли и жизни, которая должна быть от века и до века, от начала и до конца человечества, в жизни нашего общества как связующая сила. Тот христианин, кто не связывает себя с литургической жизнью, тот не связывает себя с самой Церковью, а значит, и не связывает себя, свою жизнь с Богом, с Творцом нашим и основателем нашей Церкви. И поэтому для нас это очень важно.

Пусть этот день будет для нас очень памятным. Мы благодарим Бога, что Господь дал нам возможность молиться сегодня здесь под сводами этого святого храма, и надеемся на то, что Господь Бог милостивый, человеколюбивый, щедрый и многомилостивый даст нам возможность правильно прожить последние дни этой Страстной седмицы, правильно встретить святое Христово Воскресение и правильно жить дальше, чтобы мы жили на этой земле, благодарили Бога и совершали свою жизнь так, как ее должен совершать любой нормальный православный верующий человек . Чего я желаю каждому из нас. Спаси вас Господи.

 

Смотрите также:

Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Порт-Арутрском храме