По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 августа 2018

Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть вторая

Сайт Екатеринбургской епархии продолжает публикацию работы екатеринбургского краеведа Юрия Афанасьевича Бастылева «О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург», раскрывающей детали маршрута пересылки Николая Александровича и его семьи, ставшей для них началом восхождением на «Русскую Голгофу». Исследование будет публиковаться по субботним дням – в пяти частях.

О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург

Для православных верующих 2018 год является особенным: минуло сто лет со дня убиения нашего монарха, Божьего помазанника Царя Николая II и его семьи. Этому трагическому событию посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Но отдельного развёрнутого исследования последнего маршрута пересылки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург до настоящего времени не было проведено. Данная статья поможет восполнить этот пробел в жизнеописании Царской семьи.

Читайте начало статьи.

Часть вторая

Выезд из Тюмени

Тюмень, начало XX в., старый железнодорожный вокзал (снесен в 1974 году). Фото музея Тюменского региона Свердловской железной дороги.

Ранним утром поезд отправился из Тюмени в сторону Екатеринбурга, но вскоре Яковлев неожиданно меняет направление движения на Омск, что в последующем вводило многих исследователей в заблуждение. Казалось, он как хитрый лис пытался сбить с толку екатеринбургских большевиков, и не только их. Всё было разыграно как в американском фильме-вестерне: погоня, засады, сговор бандитских групп, правда, без кровопролития между ними. В то же время действия «конфликтующих» между собой отрядов были под контролем большевистской Москвы. Так что для заранее срежиссированного спектакля Яковлев оказался неплохим актёром. Дальнейшее развитие событий только подтверждают версию о том, что Яков Свердлов эту операцию тщательно спланировал и продумал до мелочей.

Следует сделать пояснения по организации движения поездов. В то время железные дороги были в основном однопутными, разъехаться со встречным поездом можно только на станциях или разъездах. Кроме этого, для обеспечения безопасного движения поездов по железной дороге необходимо решить ряд важных технических вопросов: это смена паровозов и их бригад, экипировка паровоза углём и водой, песком и смазкой, выгрузка золы из топки, проверка состояния букс вагонов, перевод стрелок на железнодорожных путях станций и т.п. Без соответствующего согласования с начальником станции, отвечающим за организацию правильного движения железнодорожных составов, их поезд далеко бы не уехал, тем более в другом направлении.

В рукописных воспоминаниях В.В. Яковлев[1] так описал свои действия в Тюмени вечером 27 апреля: «На телеграфе я пробыл около пяти часов, пока определённо не сговорился со Свердловым, который дал мне инструкцию немедленно ехать в сторону Омска <…>. Вернувшись на вокзал, я вызвал к себе начальника станции, и мы с Гузаковым спросили его, свободны ли пути на Омск и на Екатеринбург и готов ли наш поезд к отправке. Начальник ответил утвердительно. Предупредив начальника о необходимости соблюдения самой строгой конспирации, я сообщил ему, что мы меняем направление, но должны скрыть от всех, что поедем в сторону Омска. Для этого надо первоначально пустить наш поезд с соблюдением всех ж. д. правил в сторону Екатеринбурга. На второй станции от Тюмени нужно прицепить новый паровоз и затем без остановки, с потушенными огнями, быстро пропустить поезд через Тюмень в сторону Омска. Начальник станции выполнил распоряжение в точности».

Слова комиссара Яковлева, как лица, не заинтересованного в открытии тайн миссии, следует сопоставлять с другими источниками, и только после их проверки и подтверждения отдельные моменты его воспоминаний можно использовать как косвенное свидетельство.

Поезд выехал из Тюмени рано утром 28 апреля, после 4 часов[2]. Снова слово Яковлеву: «Мы ехали, совершенно не останавливаясь на больших станциях. Поезд наш мчался со скоростью, какую только мог развить пассажирский паровоз. Остановки производились исключительно там, где это требовалось техническими условиями или для набора воды. К вечеру 28го апреля мы были уже под Омском».

В то время на участке железной дороги между Тюменью и Омском движение поезда ограничивалось скоростью 45 км/ч[3], хотя паровоз позволял ехать быстрее. Если учесть технические остановки, маршрутная скорость царского поезда составляла примерно 25-27 км/ч.

От какой же станции поезд поехал обратно? В своих воспоминаниях Яковлев указал, что это была вторая станция от Тюмени. У Дитерихса названа станция Камышлов, что в 150 км от Тюмени, чего быть не могло, иначе возникает нестыковка со временем прибытия на станцию Вагай. Ответ на этот вопрос был получен от В.Т. Коптелова, бывшего директора железнодорожного музея в Тюмени, всю жизнь проработавшего на железной дороге. Из Тюмени поезд с Романовыми дошел до станции Подъём (в 21 км от Тюмени, после Утяшево она действительно является второй станцией), где к хвосту поезда прицепили другой паровоз, и состав сразу же отправился в обратном направлении, на Омск[4]. Из телеграмм, отправленных председателем Уралсовета Белобородовым, следует, что поезд повернул обратно на разъезде 18 или ближайшем разъезде от Тюмени[5]. Это возможно, но при условии, что именно там находился ожидающий поезд паровоз.

Продолжение следует.

Смотрите также:

Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть первая


[1] Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон»). Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург. (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Лл. 26-73, 75-81 об.).

 

[2] Что касается поезда, во многих публикациях он значится как литерный поезд № 42, или внеочередной поезд № 42 Самаро-Златоустовской железной дороги. Документального подтверждения этому нигде не найдено. В воспоминаниях Яковлева указывается «специальный поезд», в состав которого входили несколько классных и товарных вагонов. В телеграмме председателя Уралсовета Белобородова председателю ВЦИК Свердлову от 29 апреля 1918 г. о провокационных действиях комиссара Яковлева при переводе Николая II в Екатеринбург сказано, что 28 апреля Омской [железной] дорогой отправился экстренный поезд номер 8 ВА. (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 27. Л. 5;  URL:  http://statearchive.ru/assets/images/docs/59a/).

[3] Давыдова Л.А., Ильин Ю.И. и др. Создание Великого Сибирского пути. Т. 2. // Под общ. ред. Ю.Л. Ильина. – СПб, 2005. – С. 146.

[4] Коптелов В.Т. Великий Сибирский путь от Александра III до Николая II. – Тюмень, 2003. – С. 137.

[5] Телеграммы председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова. (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32.       Лл. 21-22 об., 23-24; ГА РФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Лл. 40-43, 44-45).