По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 декабря 2018

Экологический антропогенный кризис стал темой очередного семинара «Диалог науки и религии»

В Екатеринбургской православной духовной семинарии состоялся очередной семинар «Диалог науки и религии», традиционно организованный Екатеринбургской духовной семинарией и епархиальным миссионерским отделом. 

Основным докладчиком выступил доктор биологических наук, профессор УрФУ Владимир Леонидович Вершинин. Название его доклада – «Современный экологический кризис как отражение растущего вмешательства человечества в ход биосферных процессов».

– Конечно же, доклад его надо было слушать, поскольку звучал он как призыв к современному человеку опомниться и прекратить бездумно, ради своих эгоистических целей, ублажая свой гедонизм, разрушать мир, который дарован ему Богом, – отметили в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии.

Первое заявление докладчика прозвучало так: «Бог создал мир развивающимся…», рассказали организаторы семинара. Профессор далее кратко пояснил, что представляет собой эволюция вида и эволюция экосистемы.

По его словам, в результате эволюции вида изменяется общая биомасса этого вида, его химический состав и геохимическая энергия. На уровне экосистем результатом эволюции является усложнение структуры экосистемы, насыщение ее разнообразными видами, повышение целостности экосистемы, увеличение замкнутости и автономности, а также преобразование абиотических компонент во все большей и большей степени. Однако, хотя все эти изменения продолжаются и по сей день, человек их не видит в силу краткости своей жизни.

В сложившемся сообществе виды тесно «притерты» друг к другу, взаимно адаптированы, все ниши заняты; «свободных мест» нет (или их мало). Другими словами, в сложившемся сообществе видам просто некуда эволюционировать. Такое сообщество «кондиционирует среду». Например, каждый устойчивый тип растительного сообщества создает и поддерживает определенный состав почвы, затененность, влажность, свой микроклимат.

Постепенно меняя собственную среду обитания, сообщества оказываются перед лицом того, что изменившиеся условия перестают быть для них благоприятными. Тогда на месте прежнего сообщества складывается другое, которое, в свою очередь, тоже постепенно изменяет среду и тем самым «готовит себе могилу». В результате таких изменений складывается устойчивый комплекс организмов, способный поддерживать собственный гомеостаз и не производящий необратимых изменений в окружающей среде.

В истории биосферы экологические кризисы случались много раз. Например, чрезвычайно  много видов было потеряно примерно 66 миллионов лет назад на рубеже последнего периода мезозойской эры и первого периода  кайнозоя. Частью этого массового вымирания явилось исчезновение динозавров. О причинах катастрофы ученые спорят до сих пор.

Во время экологических катастроф прошлого в результате массовых вымираний в первую очередь разрушались верхние «этажи» системы. Погибали «хозяева жизни» – самые сильные и приспособленные организмы.

Владимир Леонидович Вершинин рассказал, что, экологические кризисы в истории Земли не являются чем-то исключительным и происходят с определенной регулярностью, но в отличие от прежних, современный кризис вызван антропогенными причинами, реализацией всех биологических возможностей человечества как вида. В силу этого данный кризис обладает рядом особенностей, поскольку спровоцированные человечеством вымирания не приводят к появлению свободных ниш, а, напротив, приводят к их уничтожению или заполнению человеком. То есть корни современного кризиса лежат внутри человеческого общества: человек отказывается признавать действие популяционных и прочих законов развития биосферы в ходе собственного развития.

Как отметил докладчик, все захотели иметь всё и одновременно. Не только и даже не столько демографический взрыв обострил проблему, а именно объединение человечества в единое гигантское человеческое общество. Обойти технологический, путь, на котором сейчас стоит человечество, отказаться от переизбытка благ и удобств вряд ли возможно. Успеть как можно больше в течение жизни, постоянно привнося что-то новое – в этом соль жизни последних двух столетий, ее экономики, политики, это – новое мировоззрение. Похоже, что возможности человечества на этом пути огромны, но они явно не совпадают с реальностью окружающего нас мира. Существование человечества без губительного воздействия на природу теоретически невозможно, это нонсенс, отметил профессор.

Выступающий рассказал, что положение об ограниченности природных ресурсов около двух столетий назад сформулировал Томас Мальтус, английский священник и учёный. Он заметил, что народонаселение всегда растет быстрее, чем производство питания. Проблема, названная Мальтусом, со временем начала резко обостряться. Это заставило обратиться к науке, а именно, к экологии. Ответ экологов был вполне определенным: «Когда вид подрывает свою ресурсную базу, он вымирает». Но человечество не готово принять этот ответ и согласиться на конечность своего существования как вида, иными словами, просто исчезнуть.

Все виды, господствовавшие до нас, вымерли. Но это еще не основание для мрачных пророчеств, потому что эволюция человека качественно отличается от эволюции животных, отметил докладчик. Однако фиксация подрыва ресурсной базы существования человека является для «царя природы» серьезным предупреждением. Средняя длительность существования вида высших животных 1–2 млн лет, наш вид существует около 0,2 млн лет. У нас еще есть время, но его не так уж много.

 Выступающий подчеркнул, что охрана природы это – не просто сохранение существующего status quo, но изменение мира, поскольку отсутствие изменений противоречит законам развития живого.

Далее Владимир Леонидович коснулся пространственного аспекта антропогенного кризиса. Человек стремится занять наибольшее жизненное пространство. Эта цель почти достигнута в условиях городской среды. Если сейчас не обращать внимания на проблемы сохранения биосферы, если продолжать заполнять собою все пространство, вытесняя другие виды, все потреблять и все разрушать, то в конечном итоге человечеству придется платить и гораздо больше, нежели сейчас оно может себе представить. Выгоднее начать это делать сейчас, и чем раньше, тем дешевле это обойдется. И начать надо с наиболее оптимальной сегодня платы – отказа от иллюзий, в особенности от классических иллюзий, таких, как «добро в конечном итоге победит зло», «чудо возможно и оно может спасти мир» и, в особенности, «все могут быть одинаково богатыми, одинаково здоровыми, одинаково умными».

Сославшись на книгу «Мир между двух экологий», написанную безвременно ушедшим из жизни биологом-мыслителем Сергеем Витальевичем Криницыным, профессор Вершинин констатировал, что одна из основных проблем, лежащих в основе современного кризиса, вызвана «фантастическим противоречием» между огромным потоком информации, который начал пронизывать все человеческое общество, все его сферы, и очень малой способностью человечества в целом эту информацию осмысливать или хотя бы сделать правильные выводы.

По словам организаторов семинара, Владимир Леонидович в процессе доклада многократно ссылался на работы Сергея Криницына, очень советовал прочитать его книгу, в издании которой он принял самое непосредственно участие.

– После доклада замечательного ученого всем было немного грустно. Но вывод напрашивался лишь один: человек должен жить по заповедям Божиим, – отметили в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии.

Напомним, организаторами семинара традиционно выступает миссионерский отдел Екатеринбургской епархии совместно с Екатеринбургской духовной семинарией. Семинар работает пятый год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии. 

 

Смотрите также:

О роли медицины и православия в борьбе с зависимостями шла речь на очередном семинаре «Диалог науки и религии»

С экскурсии в Коуровскую обсерваторию начался очередной цикл семинаров «Диалог науки и религии»