По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
9 января 12:22
Ликование о Христе родившемся: наставление на Святочные дни


Фото: monsvelisavetialap.ru

О традициях Святок - послерождественского торжества - и праздниках, которые отмечаются в этот период, а также об основных богослужениях Святочных дней рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

- Период от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения Господня), называется Святки.

Христианская традиция празднования святок восходит к древним временам. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у святых древней Церкви - Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

Предполагают, что на Руси святки в дохристианский период были связаны с языческим богом Святовитом. Однако с пришествием христианства на Русь святки начали наполняться новым смыслом.

Со временем языческие традиции ушли, и святки стали временем, когда народ сугубо славил Рождество и милосердие Бога, пославшего на Землю Иисуса Христа.

Церковь призывает верующих проводить Святки в радости, любви и согласии, совершать милосердные дела.

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Святочный период отличается еще и традицией колядования. Колядки – рождественские песни, прославляющие Спасителя Иисуса Христа.

В святочный период церковным календарем выделяется еще одно событие, связанное с младенцем Иисусом Христом. Этот праздник называется – Обрезание Господне и приходится на 14 января. В этот же день совершается память одного из трех великих  святителей Церкви – святителя Василия Великого. Празднование Обрезания Господня имеет глубокое богословское осмысление. По мысли святых отцов, в этом Господь являет пример совершеннейшего смирения и послушания закону. Это особенно отмечается в словах самого Спасителя: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В этот день совершается Божественная литургия святителя Василия Великого.

На 15 января приходится память святого преподобного Серафима Саровского – день его блаженной кончины. Преподобный Серафим – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Неустанный молитвенник, прозорливец и боговидец, старец Серафим и сегодня откликается на наши сердечные молитвы. Хорошо, если в этот день мы сможем посетить богослужение в храме и попросить преподобного укрепить нас в вере и всякой правде.

18 января – преддверие праздника Крещения Господня. Этот день называется Навечерие Крещения Господня или Крещенский сочельник.

В текущем году праздник Богоявления (Крещения Господня) приходится на воскресный день, поэтому существуют некоторые уставные особенности Крещенского сочельника. В пятницу 17 января будут совершаться Царские часы – особенное богослужебное последование, которое совершается всего 3 раза в год, в канун праздников Рождества Христова, Крещения и Пасхи. Это служба, где помимо чтения псалмов и пения праздничных тропарей будут звучать Ветхозаветные, Апостольские и Евангельские чтения, которые будут готовить нас к празднику Крещения Господня, а именно так, чтобы мы смогли понять библейский смысл данного празднества.

Следующий день, 18 января – Крещенский сочельник. Это день строгого поста и уже в этот день по сложившейся традиции совершается великое освящение воды. Собственно, как и в сам день праздника, последование великого освящения воды одно и тоже, так что мы можем набрать Крещенской воды 18 или 19 числа. Для христиан Крещенская вода является особой святыней. Ее хранят в течение всего года, употребляя натощак. В сам день праздника принято кропить свое жилище освященной водой с пением праздничного тропаря.

В настоящее время распространился обычай крещенских купаний в освященных прорубях. Конечно, важно помнить, что купание в проруби не очищает тебя от греха и не приближает к Богу. Это всего лишь обычай, приступая к которому необходимо серьезно подготовиться, чтобы не искушать Бога.

В водах Иордана Иисус Христос являет абсолютное послушание и смирение и, наверное, важно подумать об этом, прежде чем мы захотим нырнуть в прорубь. Ведь именно в этом стоит подражать Христу – в делах любви, делах милосердия и кротости.

Праздничные святочные дни завершаются торжеством откровения Бога Троицы. Это великая радость и событие всей человеческой истории, ведь именно через Христа, пришедшего в наш мир, ставшего человеком, мы узнаем каков Бог. Бог есть любовь, а там, где любовь, всегда присутствует радость и мир. Пусть радостные дни Святок наполнят наше сердце ликованием о Христе родившемся. Прославим Господа благими делами, искренними молитвами и праведной жизнью!