По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

1 сентября 2021

«Миссия церковно-приходской школы в современном мире»: выступление Алены Анатольевны Богдановой на Съезде законоучителей

24 и 25 августа 2021 года в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения прошел традиционный XVII съезд православных законоучителей на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Публикуем наиболее яркие доклады участников съезда. О сегодняшнем дне современной воскресной школы рассказала в ходе пленарного заседания руководитель сектора церковно-приходских школ отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Алена Анатольевна Богданова. Искреннее повествование о том, как трудности периода пандемии сплотили и укрепили руководителей и преподавателей воскресных школ Екатеринбургской епархии, вызвало живой отклик среди слушателей.

Миссия церковно-приходской школы в современном мире: итоги года и новые задачи

В 2023 году исполняется 300 лет столице Урала. На ближайшие 2 года нас ожидают для изучения две новые темы: христианизация Урала и день рождения г.Екатеринбурга. Неслучайно они оказались связанными между собой, наверно, для того, чтобы нам обратиться к родной истории.  За несколько десятилетий до основания главного города-завода старец Далмат пришел в наши пределы, и за ним в монастырь потянулись люди с Исети. Преподобный, совершая подвиг духовного делания, свидетельствовал о Христе Спасителе окружающему миру.

Мы как православные – молодые. В нас должна кипеть юношеская энергия, ведь, для нашего края миссия – это норма жизни. Но можем ли мы сказать, что уже удалось освятить родные для нас места, сделать православным наш край? Как по указу Петра I митрополиты Тобольские обязывались «приводить в познание истинного  Бога слепотствующих… жителей Сибири», так и сегодня миссионерская цель стоит перед православными!

Мы пережили тяжелый год. Окончили земной путь наши дорогие батюшки, педагоги церковно-приходских школ – светлая им память. Но мы теряли не только тех, кто ушел «в путь всея земли», уходили из храма прихожане, дети воскресных школ и родители, и даже педагоги. По сравнению с позапрошлым учебным годом количество воскресных школ уменьшилось лишь на одну: 136 школ работали в 45% приходов, но некоторые прервали свою деятельность на длительный срок, многие вынуждены были уходить на каникулы. А вот число воспитанников уменьшилось на 12%, училось в воскресных школах 3980 детей. И даже число педагогов снизилось на 20 человек, их 862.

Думая о трудностях современной проповеди, невольно сопоставляешь их с путем святых миссионеров. Немощный старец митр. Филофей (Лещинский) идет в языческие логовища, и в его немощи сила Божия совершается (2 Кор. 12,9) – он проповедует, убеждает, крестит. Его убивают, спутники пугаются и убегают, а он имеет неизменную «ревность по Богу и стремление служить Христу». Поэтому его ученики и последователи снова идут проповедовать, имея с собой только топоры строить часовню и любовь в сердце.

Вот на это особенно хочется обратить внимание! Новокрещенные любили митрополита как отца, благодетеля и защитника: выбегали навстречу, падали на землю, целовали руки и ноги, обещали исполнить его советы. Остяки вспоминали: «Добрый был старик; народ в обиду не давал; остяков шибко, шибко любил». Он не только разрушал кумирни, но строил храмы и жителям «оставлял свою любовь».

Рассмотрим, что же в трудных условиях пандемии помогло нашим приходам сохранить воскресные школы.

Обобщая опыт дистанционной работы, можно сказать, что она была сложной, но тяжелые условия не вынудили директоров и педагогов оставить попечение о приходских детях. Мы приспособились, освоили онлайн-формы, обозначились даже некоторые приобретения – рассылка родителям материалов уроков, встречи в Zoom с подростками, видеопоздравления, онлайн-концерты и т.п. По итогам анализа анкет «Итоги дистанта»: 67% педагогов в будущем избрали бы традиционную форму, 33 – традиционную с элементами дистанционной. Сектор церковно-приходских школ мероприятия для детей и педагогов проводил регулярно. Особенным воодушевлением запомнилась Интеллектуальная олимпиада Екатеринбургской епархии, когда школы вошли в Zoom-конференцию на командную игру из своих храмов.

В этот период мы хорошо поняли: приходская школа – это реальное общение. Как общение в Церкви может быть только живым: личная встреча со Христом и Его учениками-христианами.

Год назад нам очень помогли рекомендации Учебного комитета РПЦ для Духовных семинарий. В них указывалось, что главное – поддерживать духовную жизнь учащихся (причем подчеркивать особо ответственное отношение к духовной жизни в сложившихся обстоятельствах), укреплять социальные связи внутри коллектива учащихся, предупреждать чувства растерянности и одиночества, проявлять заботу о состоянии здоровья, настроении. Особо было рекомендовано усиленно привлекать к этой работе духовников. Поэтому и в воскресных школах была поставлена задача сохранить и поддержать личные контакты. Важно было внимание педагогов друг к другу, старшие помогали молодым и начинающим путь служения.

Педагогам пришлось перестраивать работу с родителями: от коллективной к индивидуальной. Учителя утешали и поддерживали родителей в трудных условиях карантина, сообщая о жизни Церкви и храма, помогали в решении проблем воспитания, мотивировали к продолжению духовной жизни и домашнему обучению Закону Божьему. Важно было показать: Церковь действует, богослужения идут, можно прийти исповедаться и причаститься.

Нашу жизнь тогда описывали слова: «Мы поняли, как дороги друг другу». В рапортах отмечается: несмотря на трудности пандемии, в школах удалось сохранить коллектив учеников, родителей и педагогов, коллектив сплотился, поэтому была возможна слаженная и стабильная работа. В анкете к результатам дистанта отнесено: «сблизились с учениками», узнали «ценность личного общения», «стали внимательнее друг ко другу». И звучит рекомендация на будущее «нести слово Божие в любых обстоятельствах».

Итак, личное внимание остается главной задачей и на будущий учебный год, задачей для священников, директоров и педагогов воскресных школ. Свт.Иоанн Тобольский в своем поучении руководителям – царям, владыкам и всем начальствующим «Феатрон» называет основные черты руководителя – любовь, милосердие, внимательность. Сам святитель, согласно тропарю был «сиро́тствующих пита́телю, скорбя́щих уте́шителю… душе́ю стра́ждущих ско́рый помо́щниче, те́плый моли́твенниче о всех ко Го́споду».

Вслед за святителем и нам нужно не ослаблять усердие, но постараться вернуть каждого в школу и храм, приобрести новых (за пандемию появились люди, задумавшиеся о жизни и смерти), и всех – сплотить. Приходы снова занимаются привлечением детей. В конце этого учебного года появились в храмах студии с барабанами, гончарные круги,  детские площадки… А дальше? Долгий путь воцерковления. И попечение о каждом. Отец Иоанн Крестьянкин советовал близким помогать «не проповедью одной, но любовью, только любовью – этот язык все и всегда понимают».

И второе, что помогло церковно-приходским школам сохраниться. 50 школ Екатеринбурга, например, вели в течение года активную деятельность. Крупные школы в некоторых городах – в Полевском, Березовском, продолжали оставаться точкой притяжения детей всего города. Энтузиазм, горение педагогов поддерживалось заботой настоятелей приходов!

В 2018 году Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел масштабный опрос, в котором активно участвовали директора воскресных школ Екатеринбургской епархии. На вопрос: что мешает развитию школ? они ответили: отношение прихода и священства. Они отметили и другие проблемы – кадровую, материальную, равнодушие родителей, но препятствие в виде отсутствия духовного руководства, безразличия настоятелей и всего прихода вышло на первый план.

Что нужно, чтобы дети не уходили из Церкви? Директора отвечают: чтобы их принимали в семью, приход был единым, священник заинтересованным, была возможность активно участвовать в богослужебной и внебогослужебной жизни общины. Распределение детей по возрастам в воскресных школах Екатеринбургской епархии «дошкольники – младшие школьники – подростки» в процентном соотношении таково 23 – 50 – 27. Т.е. после 12 лет остается чуть более половины – 54 % детей. А после 14 лет?

В итоговом документе Педагогической конференции «Воскресная школа в приходской общине» 8 марта 2021г. говорится: Евхаристия является центром общинной жизни. Единство у Чаши выражается в единомыслии всех – настоятеля, священства и прихожан; связывает всех любовь. А развитие общины проявляется в  активности, уровень которой  и направления деятельности в каждом приходе разные. Настоятели приходов назвали воскресную школу «митохондрией», энергетической базой прихода! Епископ Рязанский и Михайловский Марк отмечает: «Если между членами прихода возникла живая духовная связь, она немыслима без активной церковной деятельности. Как нормальный организм не может пребывать в бездействии, так и приходская община сплачивается посредством различных форм активности: просветительской, патронажной, благотворительной и т.д.». Именно в такие приходы чаще приходят подростки, чтобы деятельно реализовать себя в служении ближним.

Среди базовых навыков XXI века называют не только цифровую грамотность, но и сочувствие, умение взаимодействовать с другими людьми, а также творчество. И что особенно важно – такое мышление, которое помогает понять связность мира, воспринимать свою жизнь внутри единого целого. Современный мир требует, чтобы мы могли научить юношей креативности, предоставляя им нестандартные задачи (которые им пригодятся в жизни), сотрудничеству, ставя их в условия общения друг с другом, умение ставить цели, развиваться и жить в гармонии с окружающим миром. Мы и сами должны быть такими. Жизнь на наших приходах должна быть такой!

Миссия общины – свидетельство внутреннее и внешнее. Для свидетельства миру нужно укрепление в вере самих христиан, а затем уже внешнее служение. Священник Илия Мелиа пишет: «Назначение христианской общины — в освящении той местности, в пределах которой она пребывает… Мы должны научиться уходить из храма Божия с одной-единственной заботой — возвестить миру не столько словами, сколько жизнью о Воскресении Христовом, которому приобщились, и о совершившемся спасении».

Мы убедились, что сохранили пассионарность те школы, в которых был ранее создан сплоченный коллектив и был живой активный приход. 

Изучая сегодня тему миссии, мы задаемся вопросом: имеет ли воскресная школа значение в современном мире? Какова ее миссия?

Главное для христианина – духовная жизнь, поэтому задача церковных школ – дать детям живого Бога. Если они Его узнают, пойдут с Ним по жизни, они с детского возраста смогут стоять в вере и будут всегда, во всех обстоятельствах о Нем свидетелями. Дети воспитываются миссионерами. Они знают, что апостольство – это свойство Церкви. Значит, каждый должен быть апостолом Христовым. На уроках они обсуждают серьезные вопросы. Например, Закон Божий, 1 год обучения, Священная история Ветхого Завета, тема «Патриарх Иосиф» – вопрос к обсуждению: Как относиться к своим братьям и сестрам? Как сделать дружбу крепкой? 5 год обучения, Катехизис, тема «Христианская вера» – Как исповедовать веру жизнью во Христе?

Дети, судя по опросам учеников церковных школ, готовы дать ответ о своем уповании (1 Пет. 3,15) ближним, знакомым, всем окружающим. Дети уверены в своей православной позиции – и несут ее в мир. Ребята  не одиноки, они научаются ценить настоящую дружбу. Старшеклассники говорят: «Таких отношений в общеобразовательной школе не бывает». Церковно-приходская школа – это особая среда для общения, для выстраивания перспективы жизни. Тем более, что во многих школах организовано служение детей (детские хоры – в 32 школах, алтарники – в 55 школах), когда они деятельно выражают свою веру.

Воскресная школа является местом внутренней миссии прихожан, их педагогического служения. Послушание каждое воскресенье укрепляет и самих учителей, помогает укорениться в церковной жизни. Святейший Патриарх Алексий II в докладе на Архиерейском соборе 2008 года отмечал, что в духовной школе должен быть “крепкий костяк преподавателей”. Единство педагогов проявляется, прежде всего, в примере христианского благочестия для воспитанников, а вслед за тем – в согласованности педагогической деятельности. Им помогает молитва, и Господь дает силы быть твердыми христианами, быть смелыми в своей проповеди.

Тогда и родители воспитанников уверенно и спокойно двигаются по пути воцерковления. Для них церковность и профессионализм педагогов являются важным свидетельством. Играет роль образование педагогов, уровень преподавания и тех материалов, учебных пособий, которые предлагаются детям и родителям. Сайт «Уралпросвет» имеет методический кабинет, обеспечивающий учителя по всем урокам Закона Божия. Учебно-методический комплект представлен рабочими тетрадями, учебниками для учителя. В этом году мы формируем материал к урокам по изобразительному и декоративно прикладному искусству, по работе с дошкольниками. Новинка года: «Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет «Знакомство с храмом»» создана как дипломный проект студентами Центра подготовки церковных специалистов. И об образовании. Сотрудники сектора ЦПШ сегодня – это специалисты, имеющие по два образования – историки, педагоги), причем второе – богословское: ПСТГУ, кафедра теологии, Учительская семинария. Практически все преподают в воскресных школах. А каково образование директоров и педагогов воскресных школ? Набор документов в Центр подготовки церковных специалистов идет еще несколько дней. Будем помнить, что это свидетельство для детей и родителей!

Родители приобщаются к Церкви в течение того периода, пока дети учатся в воскресной школе. Поэтому деятельность педагогического коллектива направлена не только на ребенка, но и на всю семью. Как праведный Симеон, живя в домах местных жителей, проповедовал всем домочадцам. Прежде всего, родители  приглашаются к участию в богослужении, вместе с детьми готовятся к исповеди (иногда первой) и причастию. Школа помогает семье утвердиться в вере, укрепиться на истинных духовных началах, оказывает помощь в православном воспитании детей.

Прошлый учебный год начался с обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день Рождества Пресвятой Богородицы к родителям: «…Вы должны ясно уразуметь, что всякий рождаемый ребенок, каждая новая жизнь должна быть… посвящена Богу… Посвящение Богу означает согласие родителей с тем, чтобы ребенок стал счастливым, чтобы никакие жизненные испытания, никакие соблазны, никакие жизненные трагедии не сокрушили его духа, потому что только человек, сильный духом, и может быть счастливым…»

Важной составляющей жизни приходов является работа по включению родителей воспитанников в жизнь общины и воскресной школы. По рапортам из воскресных школ видно, что они привлекались к молитве о детях и заболевших  прихожанах, посещали беседы с духовником, участвовали в уборке храмов и ремонте кабинетов, помогали в организации праздничных концертов и летних площадок. Хотя в этом году на некоторых приходах число родителей упало, удалось сохранить все формы работы с родителями, заинтересовать их в работе школы, повысить инициативность. И что важно: появились доверительные отношения между родителями, семьи сдружились, пришло понимание, что приход – это семья, где все нужны друг другу. А как нужна приходу молитва всех семей о священниках, об общине, о всех в воскресной школе.

Школа, живущая полноценной жизнью, активизирует жизнь на приходе, привлекает и прихожан к служению Церкви. Они проникаются симпатией к деятельности маленьких христиан. Митр. Антоний (Храповицкий), первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, писал, что дети часто являются «непроизвольными миссионерами». У детей, как у некоторых праведников, например, как у св. прав. Иоанна Кронштадтского, присутствует «дух радостного прославления Бога». Они напоминают нам, что христианство – не только пост и покаянная скорбь, они «обстановку ежедневного рутинного труда, окружающего порока могут огласить хвалебными гимнами Христу».

Какие они, приходские дети? Учителя воскресных школ говорят: «Наши дети замечательные! Они надежные, многое готовы сделать для своего прихода, с подростками можно “в разведку пойти”». Действительно, когда дети живут с Богом, они преображаются. Люди внешние поражаются при встрече с ними, говорят: «Они у вас избранные, лучшие. Вы не понимаете, каким сокровищем обладаете!»

Здание храма, конечно – это свидетельство для мира, но полный храм молящегося народа еще лучше. Святейший Патриарх Кирилл говорит:«Христианская община должна показать современному человеку, что люди действительно могут любить друг друга…», должна обнаружить свою «внутреннюю силу… открытость миру и готовность разделить с каждым, кто нуждается в этом, присущие ей дары». Удается ли нам открыться миру? Один пример: детский крестный ход на Ганину Яму в начале учебного года (в этом году молебен) – сегодня норма жизни. Его согласует Министерство общественной безопасности, министерство здравоохранения, сопровождает полиция. Такое сотрудничество не достигается сразу, нужны были годы нашего совместного труда, но теперь уже создан прецедент. Значит, детские крестные ходы (и другие мероприятия!) могут войти и различные ваши муниципальные социальные программы. Таким образом епархиальные мероприятия используются в целях развития отдельных школ, муниципалитетов и благочиний.

Сегодня есть возможности взаимодействовать с исполнительной властью на местах. Сотрудничая с государственными и общественными структурами, школа привлекает внимание к Церкви, к приходу. Силами учеников, педагогов и родителей проводятся просветительские мероприятия для населенного пункта. Но актуально и использование ресурсов, выделенных государством на образование, культуру и социальную деятельность.

Насыщенная деятельность школы и прихода привлекает новых прихожан, способствует укреплению на духовных началах целых семей. Открыть и создать высокого уровня церковную школу  означает участвовать в общей просветительской миссии Церкви. Святейший Патриарх Кирилл говорит:  «Община, собравшаяся для совершения Евхаристии со своим епископом или священником… по глубочайшей вере Церкви представляет всю Церковь,… земную и небесную…» Поэтому укореняясь в своей приходской общине, каждый христианин должен осознать свое место во вселенской Церкви и свою общецерковную ответственность.

В заключение хочу поблагодарить всех вас за то, что в Екатеринбургской епархии сегодня создана цельная система церковного воспитания детей, единое православное образовательное пространство. Милостью Божией опыт нашей с вами совместной работы за 25 лет, с 1996г. отражен в новой книге «Организация церковно-приходской воскресной школы», которую необходимо иметь каждому, кто занимается воспитанием детей на приходе.

Напомним, пленарное заседание Съезда, организованное сектором церковно-приходских школ отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, собрало более 200 участников из Екатеринбургской, Нижнетагильской, Каменской, Алапаевской епархий. Большинство участников присоединились к работе форума в режиме онлайн благодаря трансляции на YouTube-канале Екатеринбургской епархии.