По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

Священномученик Петр Васильевич Беляев

 

Петр Васильевич Беляев родился в 1875 году.

Сведений о детстве и юности Петра Васильевича не сохранилось, известно лишь, что он проходил обучение во Владимирской Духовной семинарии, после окончания которой в 1897 году был рукоположен во иерея. В следующем году отец Петр был направлен на служение в женское общежитие при Каслинском заводе Екатеринбургской епархии, позднее преобразованное в Казанско-Богородицкий женский монастырь.

Каслинский чугуноплавильный, литейный и железоделательный завод располагался приблизительно в ста двадцати пяти километрах к югу от Екатеринбурга на широкой живописной равнине. Основание самого завода и поселения рядом с ним относится к 1746–1750 годам и приписывается выходцу из Тульской губернии Якову Коробкову, который в 1752 году передал завод в собственность Демидовым. В 1805 году Демидовы продали завод купцу Льву Расторгуеву. Династия Расторгуевых владела им более ста лет.

В 60-х годах ХІХ века здесь поселилась крестьянская девица Матрона Узких, села Коневского Екатеринбургского уезда.

К ней стали приходить девицы и вдовы, желавшие посвятить себя Богу, и постепенно была основана Каслинская женская община, официально учрежденная в 1871 году. Насельницы стремились преобразовать ее в монастырь. Для «насаждения настоящей иноческой жизни» Каслинское общежитие перешло с 1878 года в зависимость от Екатеринбургского НовоТихвинского женского монастыря и стало называться отделением (хутором) этой обители. Зависимость Каслинского общежития была административной: туда назначались начальницы из числа сестер Екатеринбургской обители. На средства одного из благодетелей в общежитии была воздвигнута каменная церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери. Заложенный 10 сентября 1878 года храм был освящен в 1882 году и приписан к Успенской церкви Каслинского завода. Своего священника у обители не было, поэтому Литургии служились только по воскресным и праздничным дням священниками каслинской Успенской церкви. Насельницы общежития желали, чтобы богослужения совершались каждый день, и в 1894 году при сестричестве открылась вакансия священнослужителя. Духовнику было обеспечено жалованье (благодетель общины И. А. Трутнев пожертвовал капитал в четыре тысячи рублей с тем, чтобы проценты с него шли на содержание священнику), для него было приобретено усадебное место и построен дом со всеми необходимыми надворными постройками. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» писали, что «с открытием вакансии священника при церкви обители последний больше имеет возможности и времени, сравнительно с приходскими пастырями, заведовавшими до сего времени обителью, входить в непосредственные сношения с сестрами, ведя с ними религиозно-нравственные собеседования и разъясняя им истины христианской веры и нравственности, и тем самым содействовать возвышению обители в религиозно-нравственном отношении».

С 1898 года духовником общежития стал отец Петр Беляев. Он начал свое служение в то время, когда общежитие стремилось получить самостоятельность. Как духовник он, по всей вероятности, поддерживал сестер, помогал им. В 1901 году Каслинское женское общежитие было обращено в самостоятельную женскую общину — Казанско-Богородицкую. В день открытия общины было совершено торжественное богослужение. За всенощным бдением отец Петр произнес слово о нравственных обязанностях сестер и об их ответственности перед Богом и людьми, а после Литургии прочитал с амвона указ Святейшего Синода об открытии общины. Завершилось торжество благодарственным молебном и крестным ходом вокруг обители с пением канона женаммироносицам. «Долго, целых 30 лет, подготовлялась община к самостоятельной жизни и благодаря этому она твердо и неуклонно пошла по тому же спасительному пути неустаннаго труда и постоянной молитвы, по которому шла и прежде, руководимая опытными в духовной жизни настоятельницами Ново-Тихвинскаго монастыря», — писали «Екатеринбургские епархиальные ведомости» в 1904 году.

Подробностей того, как проходил молодой батюшка свое служение в Каслинской общине, к сожалению, не сохранилось. Но можно предположить, что то усердие, с каким отец Петр совершал возлагаемые на него обязанности все последующие годы, было его отличительной чертой с первых лет пастырской деятельности.

17 августа 1905 года отец Петр был переведен из каслинской Богородице-Казанской церкви женского монастыря в приходскую Успенскую церковь в Каслинском заводе. Вскоре после этого его назначили заведующим Каслинским башкирским приютом, где обучались и воспитывались в духе Православия дети инородцев. Одновременно отец Петр преподавал в каслинской церковно-приходской школе. В декабре 1905 года в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» был опубликован отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии в 1904–1905 учебном году. В этом отчете каслинская школа названа в числе лучших: «За отчетный учебный год наилучшими в учебно-воспитательном отношении были следующие церковно-приходские школы: в Екатеринбургском уезде — Смолинская, Шайтанская, Мостовская, Каслинская женская…». Священник Петр Беляев из каслинской второклассной школы был назван среди тех, кто «особенно ревностно относился к церковно-школьному делу и заявил себя аккуратным и плодотворным исполнением обязанностей». Проверяющие отметили, что школа находится в «надежных руках, так как заведующий [отец Петр] делает все возможное, чтобы поставить вверенную школу как можно лучше». В 1907 году отец Петр — заведующий и законоучитель каслинской второклассной школы — был награжден скуфьей за успехи по церковно-школьному делу.

Кроме пастырской и преподавательской деятельности, отец Петр Беляев вел миссионерскую работу в округе, состоял членом миссионерского комитета в городе Касли.

Как писали в «Известиях Екатеринбургской Церкви», «за все время служения в Каслинском он показал себя тружеником, который с терпением и любовью нес свой пастырский крест». Кроме того, как отмечалось далее, «жил [он] весьма скромно». В свободное от своих священнических трудов время отец Петр занимался хозяйством, благодаря чему мог не только содержать семью, но и дать образование троим детям.

Началась гражданская война. Отец Петр продолжал служить в Успенской церкви. Как и раньше, он совершал богослужения и требы, преподавал в каслинской школе.

Большевики всевозможными способами старались отвратить людей от Церкви. На митингах и демонстрациях ораторы обвиняли ее в бедственном положении страны, произносили угрозы в адрес священнослужителей… На Каслинском заводе 18 апреля/1 мая состоялся митинг в честь Дня международной солидарности трудящихся, на котором опять звучали антицерковные призывы. По рассказам очевидцев, «какими только эпитетами не наградили духовенство, и толпа внимала. В защиту Церкви и духовенства никто не выступил, поэтому ораторы и не скупились на свои бранные речи». Но не все жители Каслей с равнодушием или одобрением слушали призывы большевиков. Напротив, когда начались гонения, многие из них, в отличие от населения других горнозаводских городов и поселков, сплотились вокруг Церкви. Храмы едва вмещали молящихся людей. Не обращая внимания на запреты властей, жители города в понедельник Светлой седмицы 23 апреля/6 мая 1918 года совершили крестный ход от всех приходских церквей к часовне великомученика Георгия, особо почитаемого в Каслях. Отец Петр вместе с другими священнослужителями и прихожанами заводского храма Успения Божией Матери принимал участие в этом крестном ходе. По словам очевидцев, «лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная молитвенно настроенная масса народа — все это создавало неотразимое впечатление. В воздухе неслись торжественные Пасхальные песнопения… Народ воспевал Воскресшего [Спасителя] не только устами, но и сердцем… Какой мощью звучали слова: „Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его!“».

Пасхальная радость вселяла надежду, что смута вскоре прекратится и будет казаться в будущем всего лишь страшным сном. Но напряжение в городе с каждым днем росло, начались столкновения между красными и белогвардейцами. Через некоторое время большевики стали арестовывать священнослужителей.

3/16 июня отцу Петру предстояло совершить отпевание. Несмотря на опасность — за Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения, — он после Литургии проводил усопшего до самого кладбища. Когда священник вернулся домой, то сразу же был арестован. При аресте отец Петр вел себя мужественно и спокойно. До конца сохраняя самообладание, он попрощался со своей семьей и попросил передать, чтобы его простили все, кого он вольно или невольно огорчил. Красноармейцы увели священника.

В ночь на 4/17 июня 1918 года иерей Петр Беляев был расстрелян. Когда утром супруга отца Петра принесла для него в штаб Красной армии хлеб, ей сказали, что арестованный переведен в Екатеринбург. До прихода белогвардейцев семья Беляевых продолжала верить, что отец Петр жив… Его тело было обнаружено после вступления в Каслинский завод в середине июля отряда чехословацких войск. Все это время, почти месяц, останки священника оставались без погребения. Горе близких было неописуемо. Кроме всего прочего, его семья осталась без какихлибо средств к существованию. «Тяжелый крест приняла осиротевшая семья. Невольно каждый знавший покойного и его семью просили Всевышнего, чтобы Он помог перенести горе и поднять на ноги слабых детей…».

23 июня/6 июля большевики в бессильной злобе расстреляли еще двух священников: отца Александра Миропольского и отца Петра Смородинцева — и с ними двадцать семь прихожан. Этих страдальцев отпевали вместе с отцом Петром Беляевым 7/20 июля в той самой церкви, где совсем недавно служил он сам. «Храм был переполнен народом, а среди него гробы, гробы, гробы… жутко было смотреть, — вспоминают участники этих событий. — Могуче звучало пение священно-церковнослужителей: „Упокой, Господи, души усопших раб Твоих“, и казалось, что пели все присутствующие. Погребение окончилось, настала минута прощания — снова плач… он долго не смолкал. Вечная память вам, страдальцы-иереи».

17 июля 2002 года священномученик Петр Беляев указом Священного Синода был прославлен в Cоборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.