По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
Священномученик Константин Стефанович Богоявленский

Отец Константин нес служение в приходе во имя Святого Архистратига Михаила села Меркушино, был убит богоборцами за твердое стояние в вере Отеческой.

Он родился в 1896 году в семье диакона Успенской церкви Екатеринбурга Стефана Богоявленского, в 1911-м году окончил Екатеринбургское духовное училище, в 1917-м - Пермскую духовную семинарию. В апреле 1917 года он был рукоположен в сан пресвитера и определен на служение в Михаило-Архангельскую церковь села Меркушино Верхотурского уезда.

Во всем православном мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых - праведного Симеона Верхотурского, чудотворца, имя которого почитается далеко за пределами Урала и Сибири.

В мае 1917 года в метрической книге Михаило-Архангельского храма уже появляются записи, сделанные рукой молодого батюшки.

В неспокойное время началось служение отца Константина: в октябре 1917 года для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты. В 1918 году в Верхотурском уезде началось серьезное сопротивление новой власти. В июле восстанием было охвачено сразу семь его волостей.

После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прокатилась волна большевистских расправ. В Меркушино был совершен "показательный" расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище, отец Константин всю дорогу сам себя отпевал. Страдальцев заставили рыть себе могилу, а затем на глазах у насильно собранных сельчан расстреляли.

17 июля в церковной метрической книге появилась запись: что "местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский" отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти - "разстрел".

Указан и день смерти - 14 июля, в графе "лета умершего" стоит цифра "22".

Сохранился помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство - иереи, диаконы, монахи. Сегодня они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Так как помянник напечатан типографским способом, есть все основания предполагать, что составлялся он для распространения по всем уральским, а возможно, и не только уральским храмам. Под ?31 в нем значится: "Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхот. разстреленъ 14 июля, с. Меркуш.".

В Меркушино за годы советской власти храмовый ансамбль был уничтожен: Михаило-Архангельский собор взорвали, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать. Жители, захваченные вихрем "ударных пятилеток", также забыли об убиенном священнике:

Но Господу было угодно явить Свою милость к уральской земле, и открыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, а в мае 2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте.

Ровно через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных работ, у левого Димитриевского придела восстанавливаемого храма были обретены нетленные останки неизвестного священника. Как выяснилось впоследствии, он был убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: "4/V 17г. г. Пер-ь", "Свящ. Константин Богоявленск-". В результате графологического исследования удалось установить, что запись сделана священником Константином Богоявленским.

Примечательно, что буквально через полтора месяца после обретения мощей, священномученик Константин Богоявленский (Меркушинский) был канонизирован в лике Новомучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (Определение Священного Синода от 15.07.2002 г).

В праздничный день, спустя 7 лет после обретения святыни, в возрожденном Михаило-Архангельском храме была совершена торжественная Литургия у раки с мощами уральского новомученика. За богослужением молились сестры Ново-Тихвинской обители и многочисленные паломники, прибывшие в Меркушино почтить

Работа по созданию раки для мощей священномученика Константина Богоявленскоговелась около двух лет. Мощи были обретены 31 мая 2002 года в с. Меркушино Верхотурского уезда, где расположено подворье Ново-Тихвинского женского монастыря.

Основная трудность в работе по изготовлению раки заключалась в том, что в нашей стране за годы безбожия искусство создания рак было практически утеряно, поэтому мастера, которые взялись за разработку раки для священномученика Константина, столкнулись с серьезными затруднениями, сообщают сестры Ново-Тихвинского монастыря. Для работы им было необходимо знакомство и с конкретными образцами, и с литературой по этому вопросу. Мастера (ювелир и резчик по дереву) посетили государственный исторический заповедник «Московский Кремль» для того, чтобы изучить устройство и все конструктивные узлы рак святителя Фотия и святителя Киприана, которые находятся в Успенском Соборе Московского Кремля (1914 года изготовления). Там же ими были получены ценные консультации специалистов.

Сестры Ново-Тихвинского женского монастыря непосредственно участвовали в разработке и изготовлении раки: делали первоначальный ее эскиз, писали икону в крышку, вышивали пелену внутрь гроба, помогали в выборе орнаментов, предоставляли мастерам редкую литературу из библиотечного фонда иконописной мастерской.

Для украшения раки использованы малахитовые пластины (Заир), на которые наложены серебряные орнаменты. Серебро 875 пробы. Можно отметить, что в целом при изготовлении раки за образцы бралось гармоничное сочетание геометрических и растительных византийских орнаментов 14-15 веков.

Икона на внутренней крышке раки написана сестрами монастыря в каноническом, византийском стиле. Особенность работы над иконой была в том, что портретасвященномученика Константина не сохранилось. Но в ходе работы монастырского архива стало известно, что он был очень похож на брата, чью фотографию удалось найти. Также сестры ориентировались на сами мощи, которые сохранились почти нетленными. Работа над образом была длительной, было создано несколько вариантов эскизов. Священномученик Константин изображен с благословляющей десницей, так как именно в таком виде были обретены мощи, сразу обращало на себя внимание перстосложение (иерейское благословение).

На внешней стороне крышки помещен образ священномученика Константина, выполненный из серебра. Модель для него делалась по эскизам сестер, затем по этой форме изготавливали серебряную икону.

Внутри раки находится гроб, в котором почивают мощи. Он вынимается только для совершения крестных ходов со святыми мощам. Сделан из красного дерева (Индонезия). Ручная резьба – вырезаны райские птицы, крест, разнообразные растительные орнаменты. В дину гроб 1м 90 см, в ширину 50 см. Ножки – серебряные, выполнены в виде львиных лап. Внутри – вышитая золотой нитью пелена из бархата. По верхнему и нижнему краю гроба идет серебряная вязь, для которой были выбраны тексты из службы священно- мученику Константину.