По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

1 сентября 2018

Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть третья

Сайт Екатеринбургской епархии продолжает публикацию работы екатеринбургского краеведа Юрия Афанасьевича Бастылева «О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург», раскрывающей детали маршрута пересылки государя Николая Александровича и его семьи, ставшей для них началом восхождением на «Русскую Голгофу». Исследование публикуется по субботним дням – в пяти частях.

О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург

Для православных верующих 2018 год является особенным: минуло сто лет со дня убиения нашего монарха, Божьего помазанника Царя Николая II и его семьи. Этому трагическому событию посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Но отдельного развёрнутого исследования последнего маршрута пересылки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург до настоящего времени не было проведено. Данная статья поможет восполнить этот пробел в жизнеописании Царской семьи.

Часть третья

По дороге на Омск

 

Что же происходило в третий день пути? Продолжим чтение дневниковых записей Царской четы:

Н II: 15/28 апреля. Воскресенье (Вход Господня в Иерусалим. Вербное Воскресенье).

«Все выспались основательно. По названиям станций догадались, что едем по направлению на Омск. Начали догадываться, куда нас повезут после Омска? на Москву или на Владивосток? Комиссары, конечно, ничего не говорили.

Обедали на станции Вагай [в 144 км от Тюмени] в 11 час. Очень вкусно. На станциях завешивали окна, т. к. по случаю праздника народу было много. После холодной закуски с чаем легли спать рано».

А.Ф.: «4 1/2 [часа]. Выехали из Тюмени. Почти не спали. Прекрасная солнечная погода…

Вагай. Остальным принесли суп и горячее кушанье, мы же питались чаем и той провизией, которую захватили с собой из Тобольска.

9 [часов вечера]. Ужинали так же с чаем <…>. Станция Называевская – Мария и Нюта один или два раза выходили из вагона, чтобы немного размять ноги».

В дневниках Царской четы были указаны не все станции, где поезд останавливался, хотя бы по техническим причинам. Обычно пассажирский поезд на паровой тяге, в зависимости от количества вагонов, рельефа местности, способен был проехать без технической остановки не более 120-150 км. Протяжённость перегонов между станциями и разъездами составляла 20-30 км.


Открытие станции Ишим, ноябрь 1913 года. Народ на перроне у железнодорожного вокзала. Фото из архива П.П. Бушкова, ныне в фондах Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова.

Так, сохранились интересные свидетельства остановки царского поезда на станции Ишим, находящейся в 300 км от ст. Тюмень, и в 150 км от ст. Вагай. В упоминавшийся выше газете «Сибирский листок»[1] опубликована (со ссылкой на газету «Новый день», № 37 за 1918 г.) заметка анонимного автора «Проезд бывшего царя». Ввиду особой ценности этого материала приведём его полностью:

«29 (16) апреля[2] наш поезд на подходе к городу Ишиму[3] был задержан на разъезде. Мы ещё стояли, когда мимо быстрым ходом прошёл в составе 7-9 вагонов встречный поезд, обративший внимание пассажиров.

Всем бросилось в глаза чрезвычайная охрана, с какой поезд следовал. На площадках стояли солдаты с винтовками. Некоторые из вагонов были полны вооружёнными людьми. Пассажиры решили, что провезли каких-то важных арестованных…

С вокзала, на пути в Ишим, где я должен был остановиться, извозчик мне сообщил: «А что, барин, видали, как провезли Романовых?». – «Но почему же к Омску, а не на Москву?». И мы оба решили, что это враки.

Однако наутро в местных «Известиях». я прочёл следующую краткую заметку:

«Вчера через Ишим вглубь Сибири был провезён из Тобольска бывший царь Николай Романов»..

Через два дня, уезжая на поезде в Тюмень, я узнал, что Николай Романов, сначала провезённый “вглубь Сибири»., в Омске почему-то не был принят (?) «совдепом», и поезд с бывшим царём проследовал обратно к Тюмени.

Нашлись очевидцы, которые рассказывали об обстановке, в которой совершается поездка бывшего царя. Николай Романов, как говорят свидетели, едет не один, с ним видели жену, дочерей или, по крайней мере, одну дочь. На остановках поезд немедленно окружался цепью охраны, вооружённой не только винтовками и пулемётами, но и ручными гранатами. К вагонам близко никто не допускается.

Проезжая дальше, к Екатеринбургу, я узнал, что бывший царь после катания туда и обратно «водворён»., наконец, в Екатеринбурге, в отдельном особняке, окружённом чрезвычайной охраной.

Эти несколько дней перед 1 мая линия жел[езной] дор[оги] от Омска до Екатеринбурга гудела слухами и разговорами о бывшем царе.

В марте 1917 года мне тоже пришлось проезжать по жел[езной] дор[оге], спеша в Петроград. Тогда все вагоны также были переполнены разговорами о царе: это были дни отречения Николая II от престола. Общая ненависть к Николаю Романову объединила тогда всех в общем ликовании. Теперь не то. Общая ненависть к советскому режиму вызывала со всех сторон осторожные, но близкие к сочувствию Николаю реплики. Куда везут? Зачем везут? Для чего тронули из Тобольска? Но многие слушали и угрюмо молчали. И это угрюмое молчание было хуже сожалений…

Некоторые рассуждали: куда везут? В Москву? И решили: на суд! И прибавляли с ядовитой иронией: А судьи кто? Другие догадывались: везут за границу, потому что потребовали германцы!».

В заметке этого анонимного свидетеля указаны сведения о чрезвычайной, вооружённой до зубов охране поезда, о количестве вагонов поезда, а также отражено настроение народа по отношению к Царю Николаю II и советской власти.

Отмечу интересное совпадение отдельных публикаций. Сотрудник Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова Г.А. Крамор несколько лет назад обнаружил в документах местного госархива один лист (без заглавного) газеты «Известия Ишимского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» № 40, где на странице 3 помещена эта процитированная выше заметка: «Вчера через Ишим в глубь Сибири был провезён из Тобольска бывший царь Николай Романов»[4]. Таким образом, для ишимцев незамеченным проезд царского поезда не остался.

Другой ишимский краевед Л.В. Фролов в конце 1990-х годов записал рассказ пенсионерки Полины Харитоновны Ивановой. В её семье сохранилось устное семейное предание об остановке царского поезда на станции Ишим, оставленное отцом её мужа Константином Ивановичем Ивановым. Сам Иванов в то время был рабочим пути 2-й дистанции Омской железной дороги. 28 апреля по случаю праздничного воскресного дня у вокзала гуляло много народу. Но когда прибыл царский поезд, перрон был освобождён от публики. При этом поезд в Ишиме простоял долго.

«Перрон оцепили. Тогда Константин взял молоток с длинной ручкой и на свой страх и риск двинулся вдоль состава, изображая осмотрщика пути. В одном из окон он вдруг неожиданно увидел царя. Николай II стоял у окна и, как показалось рабочему, равнодушно смотрел на перрон. На какое-то мгновение они встретились взглядами. По тому, как царь подался вперёд, молодому путейцу показалось, что государь «узнал его», памятуя службу при Зимнем дворце. Подошёл милиционер: «Что стоишь?». – «Хожу, осматриваю линию», – ответил Константин. И пошёл с молотком дальше вдоль состава. Кто-то задёрнул шторки окна, где только что стоял царь…»[5].

Ещё одно свидетельство приведено в книге В.Н. Малышева, где он ссылается на бывшего начальника станции Маслянская Александра Александровича Лопыцько. Он пишет, что технические остановки после Ишима были обязательны на станциях Маслянская, Мангут, Называевская и Любинская. В полдень поезд из шести вагонов стоял полчаса в Ишиме со сменой паровозов, а спустя час – в Маслянской, где все поезда останавливались для заправки водой[6].

Факт остановки поезда на станции Маслянская отмечен и у В.Т. Коптелова, также со ссылкой на бывшего начальника станции А.А. Лопыцько: «Когда поезд с царём ехал в сторону Омска, то спешка была сумасшедшая, при заправке паровоза водой надо было пропустить встречный поезд, а потом перегнать паровоз под гидроколонку. Комиссар Яковлев требовал с наганом в руках отставить все поезда в сторону и в первую очередь быстрей заправиться водой… Поезд с царём стоял долго, и вагонная публика гуляла вблизи пути по полю северной стороны станции, где сегодня расположены жилые дома населения, относящегося к Абатскому району Тюменской области (южная сторона  станции относится к Сладковскому району). На станции Называевской поезд также стоял долго, и все Романовы гуляли по междупутью станции»[7].

В тот же день утром большевикам в Екатеринбурге стало известно, что поезд изменил маршрут и поехал на Омск. Председателем Уралсовета А.Г. Белобородовым срочно были разосланы по всем основным станциям Транссиба телеграммы, объявляющие комиссара Яковлева «вне закона» с требованием его немедленного ареста. По этому поводу в своих воспоминаниях Яковлев явно лукавит, что не предполагал такой реакции Уралсовета: «Будучи в полном неведении о головотяпстве уральских мудрецов мы спокойно подъезжали к Омску. Остановившись на предпоследней станции под Омском, мы приняли некоторые предосторожности. Взяв под свой контроль телеграф, мы сообщили в Омск о моём выезде. Гузакова я оставил во главе поезда, а сам в сопровождении тов. Фадеева [завхоз отряда] в одном вагоне поехал в Омск».

Предпоследней станцией перед Омском была станция Любинская, в 54 км от городского железнодорожного вокзала. Тот факт, что конечная остановка царского поезда была на станции Любинская, а не на станции Куломзино[8], о чём сказано в отдельных работах, подтверждает омский историк А.М. Лосунов[9]. Он утверждает, что царский поезд прибыл на станцию Любинская, где Яковлеву становится известным, что впереди дорога перекрыта заградительным отрядом красноармейцев. Тогда он отцепляет от состава паровоз с одним вагоном и с небольшой частью отряда едет до следующей по ходу станции Куломзино для разбирательства с омскими большевиками. Через эту станцию поезд мог завернуть на линию Курган-Челябинск, не заезжая в Омск. По документам и публикациям известно, что поезд с царём до Омска так и не доехал.

В Омске Яковлев встретился с председателем Омского совета В.М. Косаревым, который оказался его старым знакомым. Простой случайностью это объяснить сложно. В своих воспоминаниях он упомянул, что перед выездом из Москвы Свердлов передал ему письмо для Косарева. Этот факт наводит на мысль, что Яков Михайлович для осуществления этой операции подбирал заранее её исполнителей. После долгих трёхсторонних переговоров по телефону и телеграфу с Москвой и Екатеринбургом Яковлев получает приказ Свердлова отправить Царскую семью в Екатеринбург и передать их Уралсовету.

Есть ещё одно косвенное подтверждение стоянки поезда на станции Любинская в воспоминаниях местного жителя Романа Алексеевича Холявина:

«Мне уже 18 исполнилось тогда. Населения в Любино немного было. Весть о том, что у нас на станции стоит царёв вагон, быстро разлетелась по округе. Мы и прибежали смотреть. Царскую семью везли в Омск. Здесь, в Любино, паровоз почему-то отцепили, и он ушел в сторону города, а вагон с государем оставили. Часа через два паровоз вернулся, вагон подцепили и увезли Царскую семью на запад»[10].

К сожалению, в дневниках Царской четы не отмечен крайний «восточный» пункт маршрута. Но известно, что поезд прибыл на станцию Называевская вечером, в 21 час.

Железнодорожный вокзал Любинская, 1960-ые. Такой вид вокзала из красного кирпича был в 1918 году. Фото Любинского районного историко-краеведческого музея им. И.С. Коровкина 

Если учесть, что до станции Любинская было ещё 96 км, такое расстояние поезд смог преодолеть в лучшем случае за 3 часа. То есть, на станцию Любинская поезд прибыл не ранее полуночи. Простая логика подсказывает, что все пассажиры в это время ночи уже спали и не знали, что Яковлев отбыл в Омск. Надо помнить, что Яковлев был профессиональным боевиком-революционером, хорошо владевшим навыками конспирации, поэтому он не стал брать с собой весь поезд.


Станция Любинская, июль 2012 года. Освящение «Императорской» часовни в память стоянки Царского поезда в ночь с 28 на 29 апреля 1918 года, во время следования на Омск. На заднем плане ж.д. вокзал (после кап.ремонта).  Фото И.В. Паршаковой (г. С-Петербург).

Перед своим отъездом он наверняка предпринял необходимые меры по усилению охраны поезда. Чтобы не мешать движению поездов и излишне не привлекать внимание местного населения, отцепленные вагоны поставили на запасной или тупиковый путь.

В июле 2012 года, в память о вынужденном пребывании Царя Николая II на станции Любинская, на её привокзальной площади была воздвигнута «императорская» часовня[11].

Продолжение следует.

 

Смотрите также:

Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть первая

Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть вторая


[1]  Сибирский листок. 1918. 20 мая (2 июня). № 59. (Госархив в г. Тобольске. Ф. Г-1. Оп. 1. Д. 810. Лл. 128 об.-129).

[2] Автор ошибся на один день; дело происходило 28 (15) апреля.

[3] Поезд, на котором ехал автор заметки, шёл со стороны Омска.

[4] Крамор Г.А. Периодика Ишима: первые годы // Ишимская правда. 2018. 2 марта. № 18 (17793). – С. 5.

[5] Фролов Л.В. Царский поезд на станции Ишим // Град-столица: Ишимский краевед. сб. – Ишим, 2015. – С. 65–66.

[6] Малышев В.Н. Земля Сладковская. – Тюмень, 1998. – С. 214-215.

[7] Коптелов В.Т. Великий Сибирский путь от Александра III до Николая II. – Тюмень, 2003. – С. 137-138.

[8] В настоящее время это станция Карбышево I, находится в черте современного города Омска, на левом берегу судоходного Иртыша, в 5 км от железнодорожного вокзала.

[9] Лосунов А.М. Путь на екатеринбургскую Голгофу. – Омск, 2017. – С. 95.

[10] Фатеев В. Здравствуй, Любинский! – Омск, 1997. – С. 39-40.

[11] Начиная с 2015 года в Любино в ночь с 16 на 17 июля проводятся всенощные богослужения во главе с местным епископом Исилькульским и Русско-Полянским Феодосием (Гажу), который в недавнем прошлом нёс послушание как игумен мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.